На прошлой неделе в Москве прошла конференция с красивым названием Национальный форум по устойчивому развитию, который газета «Ведомости» организовывает уже несколько лет. Выступали там все те же компании, что и девять лет назад, когда я только начинала заниматься КСО (корпоративной социальной ответственностью): Северсталь, Норникель, Росатом и другие гиганты сектора, для которых из-за особенностей бизнеса вопрос устойчивости даже не выбор, а обязательство. Статус серьезности и транснациональности в этот раз укрепляли представители международных неправительственных организаций, таких как FAO (Food and Agriculture Organization), и консультанты по устойчивому развитию из «Большой Четверки». В кулуарах тоже мелькали в основном знакомые лица, только более уставшие, и велись те же разговоры, поэтому я всех развлекала занятными историями про перипетии собственного бизнеса.
Что вообще такое устойчивое развитие? Это наши общие усилия (бизнеса, государства, некоммерческого сектора, обычных людей) по созданию среды для достойной жизни - где не будет голода, безграмотности, бездомности и мусора на помойках. Мое определение совсем неофициальное и субъективное, но зато есть шанс, что его поймет как можно больше людей. На конференциях по устойчивому развитию определения если и звучат, то крайне размыто и возвышенно. Либо не хотят, чтобы поняли. Либо сами не совсем понимают, о чем мы тут собрались поговорить.
На отдельных сессиях форума «Ведомостей» обсуждали, как устойчивое развитие связано с наукой и правами человека. Но основная повестка, конечно, сводилась к 17 Целям Устойчивого Развития ООН (борьба с голодом, нищетой, неравенством..). И все это, безусловно, очень важно. Но пока мы тут развлекаемся дискуссиями о глобальных целях, в стране множатся вполне насущные проблемы, требующие решения. Например, миллионы мигрантов в России не говорят на русском языке, никак не ассимилируются с местным населением и, испытывая притеснения со всех сторон, сами проявляют агрессию. Вот вам реальный кейс неустойчивого развития, которым мало кто в бизнесе и государстве рискует заняться.
Вообще событий в области устойчивого развития и социальной ответственности довольно много. Например, у «Коммерсанта» и «РБК» есть свои ежегодные аналоги, а если ходить на все крупные ивенты в нашей сфере, то времени работать совсем не останется. Казалось бы, с таким обилием тематических площадок все уже должны мастерски разбираться в предмете. Но большинство моих потенциальных клиентов из среднего и малого бизнеса не имеют никакого понятия об устойчивом развитии. Да они и на форумы не ходят. Может быть, из-за цен на входные билеты. А может быть, потому что эти мероприятия не предлагают конкретных решений.
Стоит участие в форуме и, правда, прилично, а спонсоры при этом продают конфеты и шоколад, обернутые в слои неперерабатываемого пластика. И, конечно, очень удивляются, когда спрашиваешь их об устойчивом развитии бизнеса в России, но как все хорошие продавцы, быстро находят ответ: «Я не знаю про устойчивое развитие, но у нас есть шоколад с надписью «Я тебя люблю».
На сей раз компании снова выступали с яркими слайдами, рассказывали о гуманных технологиях, волонтерстве и доброте, призывали помнить о будущем и сплотиться. Но от всего этого веяло прошлыми сезонами одного и того же сериала, где давно не менялись герои и сценарии. «Страшно далеки они от народа» - пожалуй, резюмирует мои ощущения. Спасибо самым смелым, не побоявшимся осудить крупнейшую авиакомпанию страны - «Аэрофлот» - за безответственный подход к упаковке продуктов на борту (все в пластике без маркировки, который нельзя даже самостоятельно сдать на переработку после полета).
Я оказалась на форуме довольно случайно, по приглашению коллеги. В 2017 году, открыв свой малый бизнес, я перестала ходить на большие конференции. Не могу себе позволить платить 15-30 тысяч рублей за каждое такое мероприятие, когда оно не дает видимого эффекта и наполнено одними «парадигмами» и «прецедентами» (слова-победители форума по числу упоминаний, от скуки я посчитала).
Теперь я чаще общаюсь с компаниями, которые к народу и его проблемам значительно ближе, но жаль, что именно таких спикеров и таких кейсов на форуме не было. Зато слайды у всех красивые.
Больше финхаков, честных историй и бизнес-кейсов в нашем телеграм-канале https://t.me/charitybiz