Найти тему
Книжный шкаф — детям

Подготовка к школе ведется неверно. По материалам книги "Обучение письму"

Оглавление

По материалам книги М.М. БЕЗРУКИХ «ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ» – Москва., 2009, с. 391-397

Когда мы рассказываем родителям дошкольников о том, что в первую очередь надо заниматься звуковыми играми, развитием руки и речи, мы не всегда находим понимание. 

В нас всех еще сильно убеждение в том, что чтение начинается с картинки «Красная площадь» в букваре и букв.

К сожалению, часто мы переносим метод обучения школьников на детей младшего возраста, а иногда и не переносим, а начинаем годовалых обучать слогам или чтению словами.

Однако в том, насколько сильно влияние фонематического слуха (умения различать звуки в речи), умения концентрировать внимание, развитой речи и развитой руки на обучение в школе, вы можете сами убедиться, прочитав ниже о результатах исследований Института Возрастной Физиологии РАН детей 9-10 лет, у которых есть трудности с письмом и чтением.

Обратите внимание на процент тех, у кого не сформировано фонетико-фонематическое восприятие!!!

Надеемся, вы поменяете свое мнение о звуковых играх и прочих «несерьезных» занятиях дошкольников и отложите пока в сторонку многочисленные тренажеры, таблички, кубики, буквари.

«По данным многих исследователей, количество детей с трудностями обучения письму практически не изменяется за период обучения в начальной школе и составляет около 40%».

40%!!!

Это означает, что почти половина ребятишек приходят в школу уже с предпосылками проблем с письмом. То есть практически каждый второй ребенок, на самом-то деле, К ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ.

При этом большинство современных детей посещают детские сады, развивающие занятия, проходят подготовку к школе, обучаются читать и писать еще до школы, со многими и многими детьми мамы честно занимаются дома.

И все-таки почти у половины детей есть трудности в обучении письму. 

Что же показали специальные исследования Института возрастной физиологии РАН  детей 9-10 лет, то есть ребят, которые заканчивают начальную школу и, по идее, должны уже освоить и чтение и письмо хорошо?

  • 81,25% учащихся делают на письме ошибки на замену и смешение букв по артикуляционно-акустическому сходству (то есть смешивают парные звонкие и глухие согласные, например, [п] и [б],  [с’] и [з’] и т.д.; сонорные [р] и [л], [м] и [н] и т.д, свистящие и шипящие, например, [с] и [ш], аффрикаты, например,  [ц] и [с], [ ч] и [ш]).
  • 78% делают ошибки на замену и смешение букв по оптическому сходству (сравните прописные д и в, п и т, и и ш).
  • 46,9% детей неправильно определяют границы предложений.
  • 43,8% пропускают гласные и неправильно используют заглавные буквы.

Процент впечатляющий! О чем это говорит?

Ошибки на замену и смешение букв по артикуляционно-акустическому сходству объясняются тем, что фонетико-фонематическое восприятие не сформировано, связь между фонетическим и зрительным образом буквы недостаточно развита.

Пропуск, перестановка, вставка букв могут свидетельствовать о том, что звуковой анализ не сформирован. То есть ребенок не может вычленить в составе слова звуковые компоненты, не может определить последовательность звуков в слове.

Но эти же ошибки могут указывать и на то, что навык письма на начальных этапах форсируется. У ребенка может быть нарушен механизм организации деятельности, прежде всего, нарушена концентрация внимания.

Ошибки на уровне слова (раздельное написание частей слова или слитное написание смежных слов) – результат дефекта анализа и синтеза слышимой речи. То есть дети не могут уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. По-видимому, это следствие того, что темпы обучения сейчас форсируются.

-2

Анализ же результатов обследования детей, у которых есть трудности обучения письму в 3-4 классе, показал вот что:

  • У 100% детей не сформировано фонетико-фонематическое восприятие;
  • У 73% недостаточно развит навык анализа звукового состава слова;
  • У 38% нарушено восприятие звуко-слоговой структуры слова;
  • 30% детей допускали ошибки в употреблении «простых» предлогов (в, на, по, над, с, под);
  • 60% не могли подобрать предлоги около, перед, рядом;
  • 50% допускали большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний;
  • У некоторых детей была нарушена связная речь. Они искажали причинно-следственные связи, не могли связать последовательно события во времени. Не могли полноценно передать устно сюжет.

Исследование подтвердило и то, что у детей с трудностями в обучении нарушены деятельность и работоспособность:

  • У 41% детей коэффициент продуктивности выполнения задания был низкий;
  • У 30% детей наблюдалось низкое качество работы;
  • У 26% низкая концентрация внимания;
  • 22% не могли долго удерживать внимание на каком-либо предмете деятельности, не отвлекаясь.

Нужно сказать, что практически у половины учащихся (44%) были получены низкие показатели по 3-4 пунктам.

Исследователи не остановились на этом и проверили, насколько у детей с трудностями обучения письму развиты различные виды памяти.  Так вот, зрительная память у таких детей вполне развита! А не ею ли мы занимаемся много до школы?!
Развивать зрительную память у маленьких детей сейчас очень модно!

  • Низкие показатели развития зрительной памяти наблюдались только у 19,3% детей с трудностями в обучении письму (но у всей этой группы наблюдались нарушения других видов памяти).
  • Зато у ВСЕХ детей с трудностями в обучении письму слуховая, моторно-слуховая и зрительно-моторно-слуховая память были развиты плохо. Особенно низкие результаты были получены по показателям слуховой памяти: низкий и очень низкий уровень имели 42,5% детей.
  • 50% детей с трудностями в обучении письму имели проблемы со всеми видами памяти.

Как отражаются разные виды памяти на письме:

Низкий уровень развития слуховой памяти приводит к следующим ошибкам:

  • дети упрощают структуру предложения (пропускают слова, не завершают предложения, переставляют слова, заменяют на близкие по значению);
  • часто переспрашивают задание;
  • просят учителя повторить длинные грамматические конструкции.

Низкий уровень зрительной памяти приводит к замене букв на внешне похожие.

Слабая зрительно-моторная память мешает формироваться правильной траектории движения при выполнении графических элементов.

Сочетание этих нарушений друг с другом создает целый комплекс проблем у ученика.

Однако, кроме всего этого, есть еще один фактор, на который часто не обращают внимание.

Это нарушение развития познавательных функций.

«Доказано,  например, что ошибки замены фонемы на близкую по артикуляционно-акустическому признаку можно объяснить не только нарушением фонетико-фонематического восприятия, но и нарушением внимания, а также недостаточностью сформированности навыка словообразования, бедным словарным запасом».

Таким образом, проблемы с письмом 9-10 лет не изолированы. Они связаны с системными нарушениями.

Высокий процент школьников с  трудностями в обучении свидетельствует о том, что сама подготовка к школе сейчас ведется неверно.

Больше внимания необходимо уделять именно развитию  речи, развитию навыка звукового анализа, руки и координации движения, умению концентрироваться длительное время на том деле, которое выполняет ребенок.

Поэтому, если у вас дошкольник, отложите пока все эти тренажеры, таблицы, плакаты, программы, кубики, карточки со словами – все то, что направлено именно на обучение чтению и письму чуть ли не с пеленок. Не убегут они от вас.

Займитесь с детьми обычными домашними делами, на которых дошкольники очень хорошо оттачивают навык концентрации внимания (стиркой, готовкой, уборкой, шитьем, застегиванием пуговиц, в конце концов).

Читайте больше книг с детьми, придумывайте и рассказывайте вместе с ними истории, играйте в звуковые игры, рисуйте, лепите. Все это для ребенка куда важнее и полезнее.

А проверить, насколько развит звуковой анализ у дошкольника, и посмотреть звуковые игры можно на нашем канале YouTube (плейлист "Чтение в ритме ребёнка")

Оксана Левченко,
основатель клуба
"Книжный шкаф детям",
филолог, педагог, монтессори-педагог, переводчик

РЕКОМЕНДУЕМ: #кшд - чтение в ритме ребёнка

Не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ!

НАВИГАТОР ПО КАНАЛУ >>