Господдержке малого бизнеса вновь «прописали» перезагрузку, благодаря которой к 2024 году число занятых в МСП должно составить 25 млн человек. Подобные задачи ставились и прежде. Запуская программу поддержки малого и среднего бизнеса на 2014- 2017 годы, Минэкономразвития РФ заявляло о показателе роста в 20 млн. Не случилось. И не только потому, что бюджет программы пришлось урезать более чем в два раза. Скромная финансовая господдержка, по словам предпринимателей, не единственная и даже не самая главная проблема.
Какой помощи ждет бизнес от государства, что мешало ему развиваться в 2018 году, как устранить помехи - за ответом на эти и другие вопросы «Опора бизнеса» отвечаетк Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.
-Елена Николаевна, мотиваций для позитивных изменений в сфере предпринимательства и роста числа предприятий МСП - более чем достаточно. На федеральном уровне это инициированный Президентом РФ нацпроект, на местном, особенно в небольших муниципальных образованиях, борьба с безработицей и увеличение сборов в бюджет. Но ведь не растем, о чем свидетельствует официальная статистика, а также количество и характер обращений в адрес Уполномоченного. Какие первоочередные проблемы бизнеса должны побудить органы власти к действию и есть ли механизмы решения этих проблем?
- Полная статистика обращений и жалоб, анализ проблем в сфере предпринимательства Свердловской области как всегда будут отражены в моем годовом отчете, могу сказать, что значительное количество жалоб в 2018 году касалось деятельности контрольно-надзорных органов. А именно - роста числа внеплановых и, часто, необоснованных проверок. Это проблема остро стоит не первый год. В 2016 году количество жалоб по проверкам составило 18 процентов от числа обращений в аппарат Уполномоченного. В 2017 году снизилось в два раза (9 процентов), и мы, конечно же, радовались данному обстоятельству. Однако в текущем году кривая жалоб по данной тематике вновь поползла вверх. Сегодня это около 14 процентов от общего числа обращений.
-Жалуются, конечно же, на внеплановые проверки?
- Парадокс, но за время действия моратория на плановые контрольно-надзорные мероприятия число внеплановых проверок выросло в несколько раз. Не случайно на проблему обратил внимание Президент Владимир Путин. Он заявил о необходимости ограничить их рост – до 30 процентов к объему плановых. Эксперты отмечают, и я с ними согласна, что простыми арифметическими действиями проблему не решишь. Нужна ревизия оснований для проверок, их число - зашкаливает. Всем ясно, что без полноценного и объективного контроля страна будет получать проблемы с санитарной, пожарной безопасностью и так далее. Но пределы количества и качества проверок должны быть разумными. Это первое.
Вторая проблема, которую Правительство РФ как-будто взялось решать, связана с заоблачными объемами требований к бизнесу. Эксперты аппарата федерального омбудсмена Бориса Титова насчитали порядка двух миллионов обязательных требований. Для сравнения, в Казахстане их 40 тысяч. Большая часть этих требований морально устарела. Считаю, что настало время избавить бизнес от нетехнологичных, дублирующихся, взаимоисключающих требований.
- Что может и должно сделать Правительство России, в частности, Минэкономразвития?
-В Минэкономразвития разработана «дорожная карта» на этот счет, но результатов ее действия мы не видим. И реестр требований, и перечень оснований остаются на прежнем уровне.
-В 2017 году предприниматели жаловались на задержку оплаты услуг, оказываемых в рамках муниципальных и государственных контрактов. Что-то изменилось с тех пор?
- Проблема осталась. Но мы сумели найти новые эффективные механизмы ее решения. Эти непростые вопросы все чаще нам удается решать путем переговоров – не доводя дело до суда.
- А причины неплатежей?
-Разные. Где-то заказчики (муниципальные органы власти, госкомпании) ссылаются на то, что работа не была выполнена в полном объеме или с ненадлежащим качеством. В ряде случаев оплата задерживается из-за отсутствия средств. Для аппарата Уполномоченного главное - решить проблему мирным путем и оперативно, по возможности, , добиться справедливой оплаты. И это у нас зачастую получается при поддержке прокуратуры Свердловской области и областного Министерства финансов. Сложнее с жалобами на действия правоохранительных органов, прокуратуры, судебных приставов. В адрес данных структур жалоб больше, чем в прошлом году, и решать пробемы путем переговоров эти организации не всегда готовы.
- На что жалуются предприниматели?
- На волокиту и бездействие при расследовании уголовных дел, необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела, когда противоправные действия совершаются в отношение предпринимателей, на воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, когда документация и печати изымаются в ходе доследственной проверки при осмотре места происшествия...
- ФНС, после того, как ей были переданы полномочия от соцстраха и ПФР, нагнала страху на предпринимателей…
- Лично мне всё чаще виден настрой и желание налоговых органов помочь бизнесу. На наши совместные «открытые классы» приходят представители разных контрольно-надзорных структур, включая ФНС, Россельхознадзор, Фонда соцстраха, Роскомнадзор. Вместе мы проводим важную разъяснительную работу по новеллам для бизнеса. А без соответствующих разъяснений легко нарваться на штрафы. В следующем году продолжится установка контрольно-кассовой техники (ККТ), новшество коснется Тех, кто на патенте и уплачивает ЕНВД. Установить технику нужно до 1 июля 219 года. Конечно, если Вы по каким-то причинам сделаете это на день - два позднее, налоговая не бросится наказывать. Я хотела бы подчеркнуть тот факт, что штрафная санкция – не единственный стимул для того, что выполнить требование в срок. Своевременная установка ККТ дает право на возврат потраченных средств (до 18 тысяч рублей) путем налогового вычета.
-Что еще нужно для того, чтобы решить поставленную В.Путиным задачу- довести количество занятых в сфере МСП до 25 млн?
-Первое- обеспечить свободный старт новым предпринимателям и поддерживать начинающих. Чтобы не было ситуаций, когда с порога дают от ворот – поворот вопросами, а хорошо ли ты подумал, известно ли тебе, что в стране экономический кризис и т.п. Вместо того, чтобы создать доброжелательную обстановку, дать необходимые разъяснения, вручать памятку с требованиями. Второе - необходимо сделать все возможно для того, чтобы легализовать теневой бизнес, хотя бы ту часть, которая готова перестать рисковать. Я предложила создать рабочую группу для выявления «теневиков». Но я не являюсь сторонником репрессий. Я за то, чтобы с ними велась работу, чтобы им помогли легализоваться.
- Есть чем порадовать бизнес в 2019 году?
- Свердловская область одна из немногих, кто воспользовался предоставленной федеральным законодателем возможностью снижения сельхозналога. У нас он снижен до пяти процентов, причем для всех предприятий АПК. Отличная новость, касающаяся страхования средств МСП на банковских счетах. Раньше это было возможно только для физических лиц и ИП. С 1 января 2019 года, в случае отзыва у банка лицензии и прекращения операций, возмещение суммы объемом 1 млн 400 тыс гарантируется юридическим лицам. Но предпринимателям следует обратить внимание на такое требование, как присутствие юрлица в реестре МСП. Так что зайдите и проверьте., есть ли вы там. Думаю, многих обрадует новелла ФЗ № 159 о праве на бессрочный преимущественный выкуп арендуемого государственного и муниципального имущества. На мой взгляд, важным и своевременным является пакет законов о снижении уголовно-правовых рисков для предпринимателей, внесенный Президент РФ. Поддерживаю, как и многие, инициативу по внесению в УК РФ поправки, определяющий особый порядок изъятия электронных носителей информации. В чем суть новеллы? В том, что изъятие должно проводиться только в исключительных случаях, по решению суда и оставлении копии. Чтобы не парализовать деятельность предприятия и не наносить ущерб сотрудникам, контрагентам, бюджету. Это правильно.
Подготовила Наталья Горбачева