Найти в Дзене
ИА Хакасия

Из детей в бомжей: в Хакасии растет число бездомных сирот

В Хакасии увеличивается число неисполненных судебных решений по обеспечению детей-сирот жильем. Если на начало 2018 года в республике числилось 789 неисполненных решений, спустя год эта цифра выросла до 957. Об этом сообщается в докладе уполномоченного по правам ребенка Ирины Ауль, с которым ознакомился корреспондент 19rus.info.

Основной проблемой в этой сфере, по мнению омбудсмена, является недостаточный лимит расходных обязательств, который доводится до муниципальных образований для исполнения указанных полномочий, что в свою очередь продиктовано дефицитом республиканского бюджета. Иными словами, все беды от того, в бюджете Хакасии нет денег.

Вторая проблема - качество приобретаемого жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным муниципальных образований, 30 сирот, получивших жилье, в нем не проживают. Причины разные: отсутствие денег на перевоз мебели, работа за пределами населенного пункта, а в некоторых случаях - отсутствие элементарных условий для жизни.

Вспомните историю жительницы Бейского района Алевтины Рыскиной, которая вместо благоустроенной квартиры получила избушку на курьих ножках. Двери не закрываются, потолок провис, под линолеумом плесень, в квартире запах сырости, в подполье растут кустарники, которые не вырубили при строительстве. Кирпичные стойки, на которых держится фундамент, поехали в бок. Ворота рассыпаются, хотя ключи от жилья сирота получила только в сентябре 2016 года. 

И в такой ситуации в Бейском районе, как затем выяснилось, оказалась не одна Алевтина Рыскина. После публикации в СМИ началась шумиха, подрядчик взялся за устранение недостатков, что вряд ли случилось, если бы не общественный резонанс.

Позже выяснилось, что проведение торгов на строительство жилья для детей-сирот в Бейском районе затачивалось под конкретных предпринимателей. Следовательно, о сиротах и власти, и застройщик думали в последнюю очередь.

Вернемся к докладу. Третья проблема, связанная с сиротским жильем, это его сохранность. Согласно закону органы местного самоуправления как собственники специализированного жилищного фонда должны нести обязанности по содержанию этого имущества, обеспечивать его сохранность. Однако далеко не все муниципалитеты исполняют эти обязанности должным образом.

По данным муниципальных образований, 77 нанимателей жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда не оплачивают услуги по содержанию жилья и жилищно-коммунальные услуги. Единая практика работы по контролю за сохранностью специализированного жилищного фонда (в том числе домов для сирот) в муниципалитетах отсутствует. К примеру, в Черногорске такая работа не ведется. Аналогичная ситуация, судя по всему, наблюдается и в Боградском районе.

Село Боград. Двухквартирный дом на улице Ленина, 44 был построен и введен в эксплуатацию в 2014 году. 1 млн 3 тыс. 800 руб. (на каждую квартиру в доме) были выделены из федерального и регионального бюджетов. В апреле 2015 года дом и земельный участок под ним были переданы по договору найма жилого помещения и стоящим в очереди на предоставление жилья детям-сиротам. Однако оба нанимателя уехали из Бограда и забросили жилье. Как итог - в прошлом году в одной из пустующих квартир произошел пожар. Теперь весь дом находится в запустении.

Как видите, вопрос с получением жилья для детей-сирот в Хакасии сегодня стоит особенно остро. Сироты, которые годами не могут получить заветные ключи, вынуждены скитаться по съемным квартирам с одной на другую. О затратах времени и денег в данной ситуации говорить не приходится. Между тем обращения в различные инстанции не дают результата. Муниципальные власти, прокуратура - все твердят, что они бессильны. Наряду с этим счастливчики, получившие ключи, зачастую бросают свои дома. Как выйти из этой ситуации, власти не знают. А может, и не хотят знать. Известно множество случаев, когда власти и сами не прочь заработать на оставшихся без попечения родителей детях.

Пришло время нарисовать схему приобретения некачественного жилья по завышенной стоимости.

Кто-то скажет: а как откат взять? Как вытянуть в карман разницу между реальной и аукционной стоимостью жилья?  Ведь продавцы квартир могут проговориться или вообще пойти с заявлением в полицию.

Имеется два варианта. Первый - собственники продают жилье перекупщикам, которые получают от чиновников информацию о том, где и в какой период времени будут объявлены госзакупки жилья для сирот. Перекупщики заранее скупают жилье в нужном месте и как можно дешевле, а продают на госзакупках в госсобственность как можно дороже. К примеру, купил квартиру где-то на периферии за 300 тысяч рублей, а на госзакупках установлена максимальная цена 1 150 000 руб. Продал государству за миллион или там 800 тысяч и вот тебе бешеный навар!

Вариант второй - собственники жилья не знают, за сколько была продана их квартира. Риелторы, заранее получающие информацию, приезжают на место и ищут квартиры по объявлениям. Находят самое дешевое жилье и предлагают собственнику помощь в его продаже. Составляется генеральная доверенность с правом получения денег и, самое главное, договор составляется с указанием фиксированной суммы, за которую риелтор обязуется продать жилье и отдать эти деньги собственнику.

Например, в Могоче одной одинокой бабушке риелторы пообещали помочь продать ее квартиру за 800 000 рублей. А на аукционе продали государству почти за 1 150 000 руб. Навар — 350 тысяч рублей! При этом бабушка осталась в счастливом неведении о реально полученной риелторами сумме.

И это лишь верхушка айсберга...