По данным статистики, в 2018 г 10% оборота рынка e-commerce пришлось на онлайн-заказы лекарств. А объем продаж лекарственных препаратов в денежном эквиваленте достиг 41 млрд руб. Причем 87% всех онлайн-заказов выполнили аптеки из ТОП-20 (по стране), а более половины таких заказов было сделано с мобильных устройств.
Сегодня фармацевтический e-commerce-рынок находится в стадии роста, темпы которого в прошлом 2018 г (если сравнивать с 2017 г) в онлайн-секторе составили аж 72%! А на аптечном рынке в целом – 4%.
Известные аптечные сети продолжают активно «приобщать» клиентов к онлайн-заказам. Поэтому специалисты уверены: фармацевтический электронный рынок обладает огромным потенциалом в плане роста. И это несмотря на правовую неопределенность в отношении дистанционной торговли в данном секторе: и откровенного запрета на подобную торговлю нет, но по-прежнему доминирует позиция, согласно которой доставлять лекарства «на дом» "не разрешается". Причина: свободное системное толкование отдельных положений ФЗ от 12.04.2010 г за No 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», прочих законов, а также подзаконных актов.
Перспективы роста аптечного онлайн-рынка эксперты связывают с растущим потребительским доверием к интернет-площадкам. Однако специалисты отмечают: многие используют аптечные сайты, чтобы только получить информацию о препаратах, а не купить их онлайн. Сегмент же тех, кому действительно требуется доставка, невелик, особенно, если учесть, что за нее придется платить отдельно.
Многие эксперты, занимающихся проблемой, считают, что лекарственную доставку должны выполнять дипломированные специалисты – фармацевты, медики. Ведь при транспортировке лекарств важно соблюдать ряд условий хранения: невозможность взбалтывания, поддержание определенной температуры, пр. Кроме того, легализовать дистанционную реализацию возможно лишь для средств, отпускаемых без рецепта (это предусматривается и существующей версией законопроекта, принятой Госдумой в первом чтении 13.12.2017 г).
К предпосылкам легализации дистанционной торговли аптечной продукцией специалисты относят потребительский спрос. При этом отмечается: спрос в области доставки прямо зависит от самочувствия конкретного пациента. В доставке остро могут нуждаться те, кто не в состоянии сам прийти в аптеку: скажем, из-за плохого самочувствия, невозможности оставить ребенка и т. д. Кроме того, доставка лекарственных препаратов окажется востребованной в случаях покупки редких лекарств, поскольку кое-где может не быть иной возможности их получения.
Что касается права на потребительскую консультацию о свойствах лекарственных средств, их аналогах и пр, оно в условиях рынка e-commerce реализуется достаточно просто - при помощи новых информационных технологий: консультировать больных можно дистанционно еще до заказа или после того, как он сделан.
Поддержите развитие нашего канала Яндекс.Дзен лайком (палец вверх – слева) и подпиской. Это поможет нам публиковать больше интересных материалов. Также вы сможете оперативно узнавать о новых публикациях.