Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

ЧТО ТАКОГО ОСОБЕННОГО ДЕЛАЮТ РОДИТЕЛИ, У КОТОРЫХ ДЕТИ ОТЛИЧНИКИ?

Спойлер: много чего.

Все уже давно привыкли обвинять родителей, если их ребенок плохо учится в школе. Мол, какие непутевые - не поощряют, не помогают, не объясняют, не интересуются, не пинают и не делают за него поделки. А вот когда ребенок хорошо учится и на каждом предмете собирает пятерки, тут лавры себе старается забрать школа: вот, мол, смотрите, гордость района, педагоги душу вкладывают… Ну, нет. Душу в образование детей все-таки вкладывают родители. Только результаты получаются разными. Может быть, потому что родители неуспевающих детей чего-то не знают? Каких-то секретов, как превратить их в успевающих? Мы расспросили знакомых родителей, чьи дети учатся на одни пятерки, как им это удается - воспитывать таких круглых отличников, и вот что они нам рассказали…

"Опять двойка", Федор Решетников
"Опять двойка", Федор Решетников

«Домашние задания мы за него, конечно, не делаем, но сам процесс организовали довольно качественно. За время начальной школы ребенок был приучен вести календарь-органайзер, он у него висит над письменным столом, это календарь сразу на весь учебный год, очень большой. В календаре он все отмечает наклейками. Все выходные и каникулы отмечены зелеными смайликами, все дедлайны по проектам - рефераты, доклады, презентации - красным. Сын еще занимается плаванием и выносит на календарь даты соревнований - синими смайликами. Обычную домашку он отмечает желтыми наклейками. Но на календарь не выпишешь все задания, только какие-то условные знаки, аббревиатуры, которые ему понятны (например, ДБ - доклад по биологии, РГ - реферат по географии), так что в школу он ходит не с дневником, - оценки-то все равно ставят только в электронный журнал, - а с настоящим взрослым органайзером. В него он записывает всю домашку, очень подробно, с какими-то своими пометками. В обычном школьном дневнике у него задания по предмету в одну строчку часто не вмещались из-за размашистого почерка, а с органайзером он пишет, пока все не запишет. Там же он хранит контакты всех одноклассников, учителей, репетиторов, тренеров, ребят по секции… Самое главное, к чему мы его приучили за начальные классы, это то, что домашнюю работу надо делать сразу, как только появляется возможность. И если для подготовки реферата дали срок одну неделю, то начинать его готовить надо тоже сразу, а не откладывать на последний вечер перед сдачей.» (Светлана О., сын Гриша, 6 класс)

***

«Перед началом каждого учебного года мы садимся с дочкой и составляем список желаний и план достижения целей. В прошлом году она хотела стать лучшей ученицей в параллели по иностранным языкам. В нашей гимназии это английский и французский. Еще она хотела ходить на курсы риторики и в клуб юных экскурсоводов. Это крупные цели. Но мы прописываем все желания, даже мелкие. Список мы готовим не за один присест. Дочка вынашивает его неделями, а я помогаю оценить реалистичность и достижимость поставленных целей, чтобы сразу смотреть на них трезвым взглядом. Мне важно помочь ей с логистикой и финансовой стороной вопроса - потянем или нет, и если нет, то какие альтернативы есть… Мелкие незначительные желания, как правило, вскоре отсеиваются и остаются только те, что действительно мотивируют ее учиться. Потом мы расписываем план достижения целей. В этом плане не одни только оптимистичные позиции, есть компромиссные. Например, сократить финансовые и временные траты на развлечения (кинотеатры, аквапарки, кафе…), чтобы хватило средств на оплату услуг репетитора по французскому и оплату такси до курсов риторики. Такие планы на год помогают заранее видеть продуктивность года и сразу устанавливать планку достижений, а не жить по принципу как получится… В прошлом году сложилось все просто чудесно: мы нашли репетитора среди аспирантов местного вуза, он прекрасно знал город, и занятия французским включали экскурсионную тематику, а курсы риторики помогли дочке начать вести видеоблог о нашем городе с субтитрами на английском и французском языках. Конечно, она стала лучшей ученицей в параллели! Да и в школе, наверное…» (Ольга Р., дочь Настя, 9 класс)

***

«Не могу сказать, что мои мальчики отличники только потому, что я кормлю их правильной едой, но могу точно сказать, что они отличники еще и потому, что правильно питаются! Я фанат нутрицевтики. Не эксперт, но знаю достаточно, чтобы предлагать детям здоровую, энергетически ценную пищу в том числе и для мозга. Вы знали, что существуют продукты, которые улучшают работу мозга, все его мыслительные процессы, память? Витамины группы В, омега-3-6-9, антиоксиданты, микроэлементы… Я тщательно слежу за тем, чтобы в организм детей поступали все нужные вещества в соответствии с потребностями их возраста, индивидуальными особенностями (у младшего аллергическая реакция на продукты пчеловодства) и умственными нагрузками. Второй момент, за которым я слежу тщательно и не принимаю компромиссов, это сон. Детям в их возрасте нужно большое количество сна в тихой и хорошо проветриваемой комнате. Поэтому отбой строго в 21-00 в учебное время и в 22-00 - в каникулярное» (Вероника С., сыновья Андрей, 5 класс, и Виктор, 3 класс)

"Опять пятерка!", Федор Решетников
"Опять пятерка!", Федор Решетников

«Что такого я делаю, чтобы он рос отличником? Хм… Специально для этой цели ничего не делаю, но если задуматься о принципах нашей семьи, то отличная учеба сына - просто побочный эффект нашего образа жизни. В семье все много читают. Включая бабушку и дедушку, они интеллигенты старой закалки. И сын читает очень много - он видит пример перед глазами, у него есть доступ к любым книгам, тем более что мы стараемся покупать ему все интересные новинки научно-популярной литературы. Несколько раз в месяц мы ходим в театр, в оперетту, в филармонию. Сам ребенок немного музицирует, а музыка тоже благотворно влияет на умственные способности. Вечерами обсуждаем книги, концерты, постановки. Словарный запас нашей семьи позволяет проводить такие диспуты на увлекательном уровне даже для ребенка. А вот компьютерные игры мы не поощряем, хотя они у нас есть. Есть только один час игры в компьютерные игры по выходным, когда в гости приходит двоюродный брат, и они с сыном играют во что-то командное» (Андрей Павлович А., сын Савелий, 4 класс)

***

«Я считаю, что лучшее, что могут сделать ребенку родители, это поддерживать с ним эмоциональную связь. Не терять его доверие. Если он вам будет доверять, это значит, что он никогда не останется без вашей поддержки. Он не скроет свою первую двойку, боясь, что вы будете ругаться, он попросит помощи, если почувствует, что не справляется с заданием, и не услышит кучу упреков, что такой большой, а уроки сделать сам не может… Он будет верить вам и будет прислушиваться к вашим советам. Он придет к вам посоветоваться насчет своего выбора - хоть темы для реферата, хоть факультатива, хоть будущей профессии. Он выскажет вам свое несогласие с поездкой в языковой лагерь, потому что именно сейчас ему нужен отдых, а не язык… Если такая связь между вами будет, вы и сами увидите, что ребенок переутомлен, что он не хочет прогулять уроки, что ему действительно нужен еще выходной, а учительнице скажете, что пропуск по семейным обстоятельствам. Если между вами будет такая связь, то все обеспечивающие учебу вещи будут восприниматься ребенком нормально, вы ведь прислушиваетесь к желаниям ребенка, у него нет повода устроить бунт, саботировать учебный процесс. Самое главное, что важно для хорошей учебы - ребенок не должен учиться в зоне сопротивления. Он должен учиться в зоне доверия миру. Тогда это и интересно, и легко» (Арина М., дочь Маша, 1 класс, сын Олег, 6 класс, сын Дима, 10 класс)

***

Это были советы наших знакомых родителей. А какие советы могли бы дать вы, наши подписчики, тем родителям, которые готовы прислушиваться к ним, чтобы помогать детям учиться?

Оля и Стас Ивановы, тоже родители