В последней части нашего цикла речь пойдет о создании бронированных машин в Германии, где с ними приключилась весьма парадоксальная история.
В первой четверти XX века Германия располагала внушительным военно-промышленным потенциалом. Имелись крупные заводы, изготовлявшие моторы, имелись фабрики делавшие легкое и тяжелое вооружение для армии, а сталелитейные комплексы давали высококачественную сталь...
Но имея в наличие все "танковые ингредиенты" Германия так и не смогла наладить массовое производство бронированных машин. Немцам почти нечего было противопоставить армадам англо-французских танков...
Но вернемся, немного назад!
15 сентября 1916 года британцы в районе французских селений Флёр и Гведекур впервые применили на поле боя танки. Новые боевые машины произвели на противника настоящий "фурор".
Однако немецкое командование поначалу не проявило к факту появления нового оружия союзников никакого внимания. Точнее внимание было обращено на то, как противостоять стальным машинам, имеющимися в наличии средствами. К наиболее действенным противотанковым средствам можно было отнести:
1. Расширение рвов перед окопами.
2. Массированное применение пехотинцами ручных гранат, которые бросались под гусеницы танков и выводили их из строя.
3. Ведение огня прямой наводкой полевой артиллерией среднего калибра.
Эти меры показали всем воюющим сторонам, что танк не является неуязвимым. Кроме того, осенью 1916 и весной 1917 года союзники настолько безграмотно применяли бронированные машины, что понесли в них серьезные потери.
Таким образом, немецкое командование не видело острой необходимости в скорейшем создании "отечественного аналога" танка. Уж больно капризная, уязвимая, а главное весьма дорогая выходила машина.
Однако в ноябре 1916 года всё же была создана комиссия в 7-ом отделении Главного Управления Военного Министерства, ведавшего заказами техники (транспорта) для нужд армии.
При этом, от военных поступило весьма недвусмысленное условие: требовалось создать универсальное шасси, которое могло послужить основой и для гусеничной машины-трактора и для бронированного танка, имевшего мощное вооружение и броню. Это будет серьезной ошибкой!
Первоначально, планировалось построить 100 бронированных шасси, но планы были скорректированы: общая экономическая ситуация позволила Германии произвести не более 20 бронированных машин.
Первый прототип немецкого танка изготовили 5 апреля 1917 года, а первый предсерийный образец уже в сентябре того же года был подвергнут суровым испытаниям на полигоне.
Примерно тогда гусеничная машина получила официальное название A7V - по аббревиатуре занимавшегося ею подразделения военного министерства.
Что из себя представлял немецкий проект танка.
Ходовая часть была "унаследована" от прародителя - гусеничного трактора Холта. Это были три тележки, закрепленные на массивной коробчатой раме.
По середине танка имелось крепление для двигателя: пара 100-сильных карбюраторных двигателей марки "Даймлер", расположенных параллельно, должны были гарантировать танку массой в 30 тонн скорость в 10-12 км/ч. Место водителя было весьма необычно: он сидел фактически на двигателях по центру машины, из-за чего ухудшался обзор и увеличивалась высота машины.
Спереди и сзади имелось по боевому отделению: в передней части, по продольной оси танка, устанавливалась тумбовая установка 57-мм пушки Максима-Норденфельда, имевшего угол горизонтальной наводки в 50°.
По бокам клиновидного носа имелись смотровые окошки для членов экипажа. На бортах имелись 2 амбразуры для пулеметов. Заднее отделение было идентично переднему, за исключением отсутствия пушки и наличии 4 точек пулеметного вооружения вместо двух.
Следует отметить, что, несмотря на довольно мощное вооружение, танк A7V имел довольно обширные "слепые зоны", особенно в лобовой части.
Бронирование (вполне в немецких традициях!) машины вышло солидным: лобовую деталь изготовляли из 30-мм стальных листов, борта имели толщину 20-мм, крыша и днище - 15. Таким образом, немецкий танк был самым "толстокожим" из всех серийных танков Первой Мировой войны. Его броня защищала экипаж из 18 человек не только от бронебойных пуль, но и от осколков снарядов.
Правда толстая броня давала солидную прибавку к весу и машина получилась перетяжеленной, с "вялой" динамикой.
За свои огромные размеры, высоту, угловатость формы, чадящие выхлопные трубы на крыше и чрезмерную температуру (могла доходить до 60 °C ) внутри машины, немецкие танкисты называли свой танк «тяжёлой походной кухней». Поэтому на марше большая часть "дружного боевого коллектива" ехала на танке "верхом".
Немецкие танки были брошены в бой 21 марта 1918 года, но из-за малого их количества, они не сильно повлияли на общую картину весеннего наступления. Многие машины выходили из строя по техническим причинам: то гусеницу разорвет, то двигатель не выдержит нагрузки. А стремление военных создать универсальную платформу приведет к тому, что проходимость танка окажется никуда негодной.
Большой вес и высокий центр масс будет приводить к частому опрокидыванию машин.
Единственный интересный эпизод произошел 24 апреля 1918 года, когда у Виллер-Бретоннё состоится первый в истории воин встречный танковый бой: тройка немецких A7V сойдется в дуэли с тремя английскими танками "Mk.4". Итоги боя были неопределенными, но англичане приписывают в нем себе победу.
После завершения войны большая часть немецких танков пошла на слом. Германии по условиям Версальского договора запрещалось иметь бронетанковые войска. Единственный аутентичный экземпляр танка A7V волей судеб оказался в Австралии, где и пребывает до сих пор в Брисбенском музее.
В качестве эпилога отметим, что Германия, имея все технические составляющие, упустила свой шанс создать в годы Первой Мировой войны сколь-нибудь полноценные танковые войска. Однако, учтя свои и чужие ошибки, Германия извлечет из них опыт, что приведет к созданию "панцерваффе" - грозной силе, разящей стремительно и быстро.
Правда, вся сила бронетанковых войск Германии будет сокрушена советскими людьми, наглядно показавшим немцам под Москвой и под Курском, что "кто к нам в танке придет, от него и погибнет!"
Но это уже совсем другая история...