Найти в Дзене
Окопная Правда

Рождение чудовища. Часть 4.

В последней части нашего цикла речь пойдет о создании бронированных машин в Германии, где с ними приключилась весьма парадоксальная история. В первой четверти XX века Германия располагала внушительным военно-промышленным потенциалом. Имелись крупные заводы, изготовлявшие моторы, имелись фабрики делавшие легкое и тяжелое вооружение для армии, а сталелитейные комплексы давали высококачественную сталь... Но имея в наличие все "танковые ингредиенты" Германия так и не смогла наладить массовое производство бронированных машин. Немцам почти нечего было противопоставить армадам англо-французских танков... Но вернемся, немного назад! 15 сентября 1916 года британцы в районе французских селений Флёр и Гведекур впервые применили на поле боя танки. Новые боевые машины произвели на противника настоящий "фурор". Однако немецкое командование поначалу не проявило к факту появления нового оружия союзников никакого внимания. Точнее внимание было обращено на то, как противостоять стальным машинам, имею

В последней части нашего цикла речь пойдет о создании бронированных машин в Германии, где с ними приключилась весьма парадоксальная история.

В первой четверти XX века Германия располагала внушительным военно-промышленным потенциалом. Имелись крупные заводы, изготовлявшие моторы, имелись фабрики делавшие легкое и тяжелое вооружение для армии, а сталелитейные комплексы давали высококачественную сталь...

Индустриальный район города Дортмунда. Германия в начале XX века занимала в мировом объеме промышленности второе место.
Индустриальный район города Дортмунда. Германия в начале XX века занимала в мировом объеме промышленности второе место.

Но имея в наличие все "танковые ингредиенты" Германия так и не смогла наладить массовое производство бронированных машин. Немцам почти нечего было противопоставить армадам англо-французских танков...

Но вернемся, немного назад!

15 сентября 1916 года британцы в районе французских селений Флёр и Гведекур впервые применили на поле боя танки. Новые боевые машины произвели на противника настоящий "фурор".

Британский танк Mk.1 в пулеметном варианте нависает над окопом.
Британский танк Mk.1 в пулеметном варианте нависает над окопом.

Однако немецкое командование поначалу не проявило к факту появления нового оружия союзников никакого внимания. Точнее внимание было обращено на то, как противостоять стальным машинам, имеющимися в наличии средствами. К наиболее действенным противотанковым средствам можно было отнести:

1. Расширение рвов перед окопами.

Британский танк с цветочным именем "Гиацинт" не смог преодолеть крутой откос траншеи.
Британский танк с цветочным именем "Гиацинт" не смог преодолеть крутой откос траншеи.

2. Массированное применение пехотинцами ручных гранат, которые бросались под гусеницы танков и выводили их из строя.

Немецкий пехотинец с связкой ручных гранат. Такая противотанковая граната гарантированно уничтожала гусеничную ленту, что делало танк неподвижной мишенью для артиллерии.
Немецкий пехотинец с связкой ручных гранат. Такая противотанковая граната гарантированно уничтожала гусеничную ленту, что делало танк неподвижной мишенью для артиллерии.

3. Ведение огня прямой наводкой полевой артиллерией среднего калибра.

Немецкие артиллеристы ведут огонь из 77-мм полевой пушки прямой наводкой. Фактически перед нами первое противотанковое орудие.
Немецкие артиллеристы ведут огонь из 77-мм полевой пушки прямой наводкой. Фактически перед нами первое противотанковое орудие.

Эти меры показали всем воюющим сторонам, что танк не является неуязвимым. Кроме того, осенью 1916 и весной 1917 года союзники настолько безграмотно применяли бронированные машины, что понесли в них серьезные потери.

Британские танки, подбитые в ходе битвы при Камбрэ.
Британские танки, подбитые в ходе битвы при Камбрэ.
Типичная картина поля боя Первой Мировой войны: непролазная грязь, огромные воронки и уничтоженный танк.
Типичная картина поля боя Первой Мировой войны: непролазная грязь, огромные воронки и уничтоженный танк.

Таким образом, немецкое командование не видело острой необходимости в скорейшем создании "отечественного аналога" танка. Уж больно капризная, уязвимая, а главное весьма дорогая выходила машина.

Однако в ноябре 1916 года всё же была создана комиссия в 7-ом отделении Главного Управления Военного Министерства, ведавшего заказами техники (транспорта) для нужд армии.

При этом, от военных поступило весьма недвусмысленное условие: требовалось создать универсальное шасси, которое могло послужить основой и для гусеничной машины-трактора и для бронированного танка, имевшего мощное вооружение и броню. Это будет серьезной ошибкой!

Испытание немцами гусеничного шасси. По иронии судьбы, за основу взята платформа гусеничного трактора системы Холт.
Испытание немцами гусеничного шасси. По иронии судьбы, за основу взята платформа гусеничного трактора системы Холт.

Первоначально, планировалось построить 100 бронированных шасси, но планы были скорректированы: общая экономическая ситуация позволила Германии произвести не более 20 бронированных машин.

Первый прототип немецкого танка изготовили 5 апреля 1917 года, а первый предсерийный образец уже в сентябре того же года был подвергнут суровым испытаниям на полигоне.

Ходовые испытания немецкого тяжелого танка.
Ходовые испытания немецкого тяжелого танка.

Примерно тогда гусеничная машина получила официальное название A7V - по аббревиатуре занимавшегося ею подразделения военного министерства.

Реплика тяжелого немецкого танка A7V на площадке. Хорошо виды бортовые амбразуры пулеметов, носовое орудие, трапецевидную башенку водителя на крыше и большие вентиляционные жалюзи на крыше.
Реплика тяжелого немецкого танка A7V на площадке. Хорошо виды бортовые амбразуры пулеметов, носовое орудие, трапецевидную башенку водителя на крыше и большие вентиляционные жалюзи на крыше.

Что из себя представлял немецкий проект танка.

Ходовая часть была "унаследована" от прародителя - гусеничного трактора Холта. Это были три тележки, закрепленные на массивной коробчатой раме.

Три тележки немецкого танка в сборочном цеху. Видны незакрепленные штанги, которые соединялись с рамой бронемашины.
Три тележки немецкого танка в сборочном цеху. Видны незакрепленные штанги, которые соединялись с рамой бронемашины.

По середине танка имелось крепление для двигателя: пара 100-сильных карбюраторных двигателей марки "Даймлер", расположенных параллельно, должны были гарантировать танку массой в 30 тонн скорость в 10-12 км/ч. Место водителя было весьма необычно: он сидел фактически на двигателях по центру машины, из-за чего ухудшался обзор и увеличивалась высота машины.

Продольный разрез танка A7V. По центру располагалась спарка моторов мощностью 100 л.с. Над ними - место водителя.
Продольный разрез танка A7V. По центру располагалась спарка моторов мощностью 100 л.с. Над ними - место водителя.

Спереди и сзади имелось по боевому отделению: в передней части, по продольной оси танка, устанавливалась тумбовая установка 57-мм пушки Максима-Норденфельда, имевшего угол горизонтальной наводки в 50°.

Носовая часть танка A7V . Отлично видно способ расположения и бронировки 57-мм орудия.
Носовая часть танка A7V . Отлично видно способ расположения и бронировки 57-мм орудия.

По бокам клиновидного носа имелись смотровые окошки для членов экипажа. На бортах имелись 2 амбразуры для пулеметов. Заднее отделение было идентично переднему, за исключением отсутствия пушки и наличии 4 точек пулеметного вооружения вместо двух.

Следует отметить, что, несмотря на довольно мощное вооружение, танк A7V имел довольно обширные "слепые зоны", особенно в лобовой части.

Схематичное изображение зон обстрела танка. Спереди имеется довольно большая "слепая" зона - непростреливаемое пространство.
Схематичное изображение зон обстрела танка. Спереди имеется довольно большая "слепая" зона - непростреливаемое пространство.

Бронирование (вполне в немецких традициях!) машины вышло солидным: лобовую деталь изготовляли из 30-мм стальных листов, борта имели толщину 20-мм, крыша и днище - 15. Таким образом, немецкий танк был самым "толстокожим" из всех серийных танков Первой Мировой войны. Его броня защищала экипаж из 18 человек не только от бронебойных пуль, но и от осколков снарядов.

Продольный разрез танка A7V. На изображении показаны не все члены экипажа.
Продольный разрез танка A7V. На изображении показаны не все члены экипажа.

Правда толстая броня давала солидную прибавку к весу и машина получилась перетяжеленной, с "вялой" динамикой.

За свои огромные размеры, высоту, угловатость формы, чадящие выхлопные трубы на крыше и чрезмерную температуру (могла доходить до 60 °C ) внутри машины, немецкие танкисты называли свой танк «тяжёлой походной кухней». Поэтому на марше большая часть "дружного боевого коллектива" ехала на танке "верхом".

Тяжелый танк A7V на марше. Большая часть экипажа едет "на броне".
Тяжелый танк A7V на марше. Большая часть экипажа едет "на броне".

Немецкие танки были брошены в бой 21 марта 1918 года, но из-за малого их количества, они не сильно повлияли на общую картину весеннего наступления. Многие машины выходили из строя по техническим причинам: то гусеницу разорвет, то двигатель не выдержит нагрузки. А стремление военных создать универсальную платформу приведет к тому, что проходимость танка окажется никуда негодной.

Немецкий A7V провалился в окоп и застрял. Универсальная гусеничная платформа не оправдает себя. На носу изображение "мертвой головы" - символа штурмовых отрядов.
Немецкий A7V провалился в окоп и застрял. Универсальная гусеничная платформа не оправдает себя. На носу изображение "мертвой головы" - символа штурмовых отрядов.

Большой вес и высокий центр масс будет приводить к частому опрокидыванию машин.

Опрокинувшийся немецкий танк. Большая высота, чрезмерный вес иногда приводили к опрокидываниям машины.
Опрокинувшийся немецкий танк. Большая высота, чрезмерный вес иногда приводили к опрокидываниям машины.

Единственный интересный эпизод произошел 24 апреля 1918 года, когда у Виллер-Бретоннё состоится первый в истории воин встречный танковый бой: тройка немецких A7V сойдется в дуэли с тремя английскими танками "Mk.4". Итоги боя были неопределенными, но англичане приписывают в нем себе победу.

Немецкий танк A7V, вышедший из строя из-за поломки, брошенный экипажем и подбитый британской артиллерией.
Немецкий танк A7V, вышедший из строя из-за поломки, брошенный экипажем и подбитый британской артиллерией.

После завершения войны большая часть немецких танков пошла на слом. Германии по условиям Версальского договора запрещалось иметь бронетанковые войска. Единственный аутентичный экземпляр танка A7V волей судеб оказался в Австралии, где и пребывает до сих пор в Брисбенском музее.

Единственный аутентичный танк A7V. Вид спереди, на лобовую часть. Танк носит имя собственное - "Мефисто". Справа имеется язвительное изображение: черт тащит под мышкой британский танк.
Единственный аутентичный танк A7V. Вид спереди, на лобовую часть. Танк носит имя собственное - "Мефисто". Справа имеется язвительное изображение: черт тащит под мышкой британский танк.

В качестве эпилога отметим, что Германия, имея все технические составляющие, упустила свой шанс создать в годы Первой Мировой войны сколь-нибудь полноценные танковые войска. Однако, учтя свои и чужие ошибки, Германия извлечет из них опыт, что приведет к созданию "панцерваффе" - грозной силе, разящей стремительно и быстро.

Правда, вся сила бронетанковых войск Германии будет сокрушена советскими людьми, наглядно показавшим немцам под Москвой и под Курском, что "кто к нам в танке придет, от него и погибнет!"

Но это уже совсем другая история...

Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!
Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!