С первого рассмотрения 60-е годы XX века – это время, когда всё замерло. Однако это не касалось молодёжи. Они продолжали мечтать, творить, дружить и формировать новое творческое время. Именно об этом фильм известного режиссёра Георгия Данелия «Я шагаю по Москве».
Актёры
Кстати, мало кто узнаёт в молодом метростроевце Кольке Никиту Михалкова. А именно этот фильм подтолкнул его на поступление в Щукинское училище и определил его дальнейшую судьбу. Откровенно говоря, Данелия и не хотел брать на эту роль Никиту. Ему он казался слишком юным и не подходящим для роли. Однако Геннадий Шпаликов, который дружил со старшим братом Михалкова Андреем Кончаловским, всё же настоял на пробах. Результат вы и сами видели, или можете ещё увидеть.
Правда и без проблем не обошлось. На тот момент, когда отсняли большую часть сцен, Никита Михалков потребовал увеличения гонорара. Режиссёр объяснил, что такие деньги, как он просит получают только опытные актёры, а если он не согласен на условия режиссёра, то может покинуть площадку, а его роль отдадут другому успешно прошедшему пробы актёру. Михалков согласился на условия Данелия и признался, что на эти требования его подтолкнул старший брат. После улаживания конфликта, проблем больше не возникало.
А вот для Ирины Мирошниченко фильм чуть не стал роковым. Дело в том, что она не посчитала его серьёзным и не стала уведомлять Школу-стидию МХАТа о своих планах. А дело в том, что студенты обязаны были получить разрешение деканата на участие в съёмках. Она прошла на общих условиях пробы и сыграла в фильме роль сестры Коли. За это студентку первого курса едва не отчислили. Но всё же общее собрание курса решило, что отчисление можно заменить строгим выговором.
А вместо Галины Польских в роли Алёны (продавщицы грампластинок, которая так нравилась Коле), могла сыграть Наталья Селезнёва, известная по роли Лиды из «Операция Ы или другие приключения Шурика» (правда этот фильм вышел чуть позже в 1965, а «Я шагаю по Москве» в 1963).
А вот Евгений Стеблов долго не мог смириться со своим героем. Ему казалось, что это позорная работа, что герой получился сумасшедшим и нелепым. Но всё же, через несколько лет, он понял, в чём был смысл этого персонажа
Отсутствие сложной драматургии и конфликта
Потрясающая и лёгкая музыка Андрея Петрова и стихи Геннадия Шпаликова надолго остаются в голове: «А я иду, шагаю по Москве…». Позже, испытывая трудности с деньгами, Шпаликов шутил, что если бы каждый, кто напевает его песню, давал бы ему по 1 рублю, то киносценарист стал бы уже миллионером. А ведь и правда песня полюбилась зрителям после выхода фильма!
Конечно, не обошлось и без критики. Многие обвиняли молодого режиссёра в бесконфликтном сюжете, в отсутствии сложной драматургии. Однако всё это может показаться только при первом рассмотрении.
Но, как рассказывал Михаил Ромм, команда была потрясающая! Молодые, лёгкие на подъём. Актёры, пусть даже и молодые, играли свои роли так, будто за ними просто подглядывает камера. Нет наигранности, а в каждом эпизод чувствуется лёгкость. Некоторые кинокритики отмечали, что эта лёгкость результат отсутствия сложности образов.
Интересные факты о Москве в рамках фильма
Из интересных фактов можно отметить, что в фильме показывается реальное строительство метрополитена. Там строится станция «Остаповское шоссе», которая в 1966 году откроется под названием «Волгоградский проспект».
Если вы помните, то один из эпизодов снимался в ГУМе. Именно там Коля и Саша собираются искать свадебный костюм. Когда съёмочная бригада приехала в магазин, то ими очень заинтересовались находившиеся там покупатели. Работать было невозможно из-за большого скопления народу. Тогда Георгий Данелия пошёл на хитрость: он попросил установить в дальнем углу ГУМа запасную камеру и создать инсценировку съёмок. Так вся толпа ушла туда, а режиссёр с актёрами спокойно продолжили съёмку. И, кстати, все попавшие в кадр покупатели – это не массовка. Люди не знали, что тут идёт съёмка, и поэтому вели себя естественно и раскрепощённо.
Самые внимательные зрители, наверное заметили, что в заключительном эпизоде мелькнула табличка «посадки нет». Однако это не помешало Володе сесть в вагон и уехать. Дело в том, что станция «Университет», на которой снимался этот эпизод, на момент съёмок была конечной станцией.