Предполагаю что вы уже или слышали о сериале Chernobyl, или начали его смотреть. Он прекрасно воссоздаёт эстетику позднего СССР, хорошо поставлен и за исключением редких перегибов (пустые угрозы расстрелять) верно передаёт суть эпохи (я пока посмотрел только две серии и за весь остальной сериал не ручаюсь).
Но интересен он не только этим: сериал как нельзя лучше отражает сущность «системных ошибок» в социальных системах.
Когда Дятлов отказывается признать то, что произошёл взрыв ядра, он действует не из «злого умысла», а из желания сохранить своё положение. Он боится представить, какими последствиями обернётся взрыв.
Когда местные чиновники заседают и решают, как им поступить, они точно так же заинтересованы в собственных «нагретых местах». Они не заинтересованы в спасении жизней населения, ведь для них люди — расходный материал.
«Наверх», в ЦК партии, уходят сообщения о том, что «ситуация под контролем», покуда она становится только хуже.
Когда собирается комиссия во главе с Горбачёвым, то они очень быстро подводят итог: «всё хорошо, переживать не о чем».
Параллельно с этим оказывается, что на АЭС в общем доступе лишь те счётчики радиации, которые не могут показать больше 3,6 РАД. Оказывается, что в больнице Припяти нет достаточного количества йода в таблетках, чтобы при утечке (любой) жители могли их получить.
Сама авария подобного масштаба — это «чёрный лебедь», почти невозможное событие. Материально сотрудники станции и жители ближайшего города не были готовы. Точно также к нему не было готово советское руководство, не понимающее, как стоит поступать в этой ситуации. А поэтому в итоге подвергнувшее облучению сотни тысяч людей.
В этом драматизм подобных катастроф: «человеческий фактор» в них оказывается лишь следствием других проблем. И неудивительно, что авторы сериала в первых сериях пытаются создавать «злодеев» — Дятлова и Щербину. Но они не злодеи, они всего лишь люди, которые в критической ситуации принимали не самые эффективные решения.