Всякий из приходивших в храм сталкивался с тем, что за те или иные таинства, в частности, Крещение, Венчание, Соборование подразумевается определенная плата (пожертвование), так же с подачей записок для поминовения или совершение обрядов (отпевание).
Некоторых данное обстоятельство может смутить. В первую очередь, людей, не знакомых с внутрицерковной жизнью, не понимающих источники дохода и те расходы, которые несёт каждый приход.
Конечно таинства не могут быть совершены за деньги или ради них, таковое бы являлось "симонией". Под этим термином подразумевается продажа благодати Святого Духа. И называется именем первого пытавшегося получить за деньги Дар Святого Духа, Симона Волхва. Об этом повествуется в Деяниях:
18 Симон же, увидев, что Дух [Святой] дается через возложение рук апостолов, предложил им деньги,
19 говоря: "Дайте и мне такую силу, чтобы тот, на кого я возложу руки, мог получить Духа Святого".
20 "Ты думаешь, что за деньги можно приобрести дар Божий?! – поразился Петр. – Серебро твое сгинет с тобой вместе.
(Деяния 8: 18-20)
Однако внимательный человек обратит внимание, что когда говорится об оплате той или иной "услуги" в храме, говорится о пожертвовании, и сумма пожертвования, если вы уточните, будет сказано, что носит рекомендательный характер.
Таким образом, потребовать какую то определённую сумму с вас потребовать не могут. Однако приход, содержание здания церкви, коммунальные услуги, зарплата священно- и церковнослужителям, как и определённые отчисления прихода в епархию, осуществление тех или иных благотворительных проектов, требуют зачастую весьма значимых средств.
Но храм - не завод, он ничего не производит, и единственным источником доходов являются пожертвования, в первую очередь, членов общины (прихожан).
Поэтому, если вы не имеете возможности совершить пожертвование в той мере, в которой предлагают в храме, то вы можете, объяснив ситуацию, отдать за Таинство столько, сколько вам по силам.
Однако необходимо помнить, что если вы приходите в храм и приступаете к таинствам, то вы должны быть и членом общины, а одна из обязанностей всякого члена общины - поддерживать друг друга и клир храма, который не имеет иного источника дохода, кроме пожертвований.
Ещё с Ветхозаветных времён существовал закон о десятине, когда древние евреи жертвовали от своих доходов и урожая десятину на храм, ведь колено Левия не имело своей земли и не занималось ничем кроме служения, сперва в Скинии завета, а позднее в Иерусалимском храме.
Десятина перешла и в Новозаветные Времена и сохраняется в ряде деноменаций. Но современная РПЦ не обязывает своих прихожан к такому обременительному фиксированному пожертвованию и оставляет его размер на совести каждого своего члена.