Один наш родственник, Самый Серьёзный, служил начальником Погранзаставы, входившей в Войсковую часть 2201 за Полярным Кругом. Вся служба, как один день, на спокойной и «образцово-показательной» советско-финской границе. До этого он шесть лет прослужил сержантом-командиром расчета 82-мм миномета в «горящей» Литве, где совместно с войсками МВД «принуждал добродушных литовцев к миру»… Когда литовцы «кончились», то пошёл в Пограничное училище…
Другой, Самый Спокойный, служил в Московском погранотряде и охранял границу СССР со стороны воюющего Афганистана в, так называемом, «Ваханском коридоре»- узкой полоске каменистой высокогорной пустыни на стыке границ СССР, Китая, Афганистана и оккупированной Пакистаном высокогорной части Индии. Всё мирное афганское население с Вахана было выселено, перебито или бежало. Поэтому здесь в прицеле могли появиться только душманы. Все полтора года он просидел у амбразуры на вершине горы в блиндажах, сложенных из серого камня-плитняка на ящиках от боеприпасов. А из команд он запомнил только одну: «Стрелять по всему, что движется!»
Третий, Самый Весёлый, служил как на курорте- пограничником в Московском аэропорту «Шереметьево-2» и был для иностранных гостей нашей страны добродушным лицом наших славных Погранвойск.
А четвёртый, Самый Образованный- мой дед Виноградов Григорий Тимофеевич, был, наверное, нашим Главным семейным пограничником. Хоть и никогда не носил зелёную пограничную фуражку! Его армейская служба, постоянно, проходила на разных Государственных Границах. Всеми признанных и, ни кем , не признанных…
Летом 1941 года, после окончания Московской военной академии имени М.В.Фрунзе, Деда направили в жаркую пустыню на границу Монголии и Китая. Все границы и дороги там существовали только на топографических картах: японских и наших, срисованных с трофейных японских. А главными «стратегическими» объектами там являлись колодцы с горько-соленой водой!
Монгольскую Народную Республику, как государство, тогда признал только СССР и независимая, до 1944 года, маленькая Тува.
Все остальные государства мира считали МНР просто «Внешней Монголией», отторгнутой от Китая. Большинство кочевых монголов проживали на территории Китая и называли свою китайскую родину «Внутренняя Монголия». Северо-западный Китай, тогда уже захватила Япония. Они провозгласили прояпонское китайское государство «Маньчжоу-Го» и вооружали «беломонгольского» князя Дэ Вана, который мечтал сделать Монголию под властью японцев «снова великой»…
«По плану» 9 августа 1945 года началась Третья Русско-Японская война. Русские, украинцы и монголы давили танками, расстреливали с самолетов с бронетранспортёров, рубили шашками японцев, и одетых в японские мундиры: монголов, корейцев и китайцев. Пёстрое воинство, как-то подозрительно, быстро сдалось…
Но Китай, сразу не успокоился, и ещё 5 лет горел в Гражданской войне, которая летом 1950 года перекинулась, как степной пожар, на Корейский полуостров…
215-я стрелковая дивизия, где служил Дед, располагалась в поселке Краскино, названном в честь погибшего Пограничника, на узкой полоске земли вдоль Тихого океана на стыке государственных границ СССР, Китая и Кореи.
В ноябре 1950 года северо-корейская армия была разбита южно-корейцами и американцами и прижата к границам Китая и СССР.
Тут в бой, видимо по плану, вступили регулярные части Китайской армии и спасли катастрофическое положение, несколько потеснив южно-корейские и американские войска.
Боевой дух китайских бойцов поднимало то, что за их спиной стояли советские войска, которые, не задумываясь, поддержали бы их при необходимости. Но нашим войскам не пришлось «тряхнуть стариной», достаточно было, что наши летчики на «МИГ-15, вели постоянные воздушные бои с американской авиацией…
Все в Московских высоких штабах обрадовались Ноябрьской победе китайцев! А Деду, «на радостях», вручили орден Красного Знамени, хоть и не пришлось ему, видимо, поучаствовать со своей дивизией в «горячей фазе» Корейской войны.
Вот такая она была, Граница Нашей Родины, очень разная: от Заполярья до Москвы и от Афганистана до Кореи!
28 мая 2019 г. День Пограничника