Найти тему
ПсиЧ

Общество, потерявшее идею - это мы.

Поразительные сейчас настали времена, когда у народа, возможно, впервые за историю, нет национальной идеи. Шоппинг и вкусно покушать - не в счет да и слишком мелко будет.

Как нация, как общность - мы ничего не хотим. Не за что умирать, нет чего-то, ради чего можно жить, не как единица, автономная и независимая, а как народ, как целое. Раньше мы строили коммунизм, несли социализм в менее развитые страны, и пусть это была спорная идеология, но она объединяла людей и мотивировала их, заставляла верить в будущее, которое недаром представлялось светлым.

Казалось бы, просто изменились времена? И нравы? Но ведь нет, национальная идея есть сегодня у других народов, например, у арабов. Их идея в том, чтобы смести потребительский, дармоедский и развратный мир либералов, забывших истинного бога, и утвердить везде зеленое знамя ислама, чтоб заставить всех жить по законам Аллаха и шариата, праведно и чисто.

У народа США тоже есть национальная идея - демократия в каждый дом! Китайцы самой своей жизнью пропагандируют национальную идею Китая - стать сверхдержавой, как самая большая и трудолюбивая страна. А Европа?

А мы? Чего мы хотим в глобальном, вечном смысле? Чего мы хотим для своих потомков? Европа гордится прошлым величием, статусом колыбели культуры, молится на нынешнее благоденствие и хочет лишь только того, чтобы все было еще мягче, еще толерантнее, еще лояльнее ко всем другим, ведь цивилизованный человек и мухи не обидит. Чтобы пособия по безработице были больше, а социальное обслуживание - лучше.

Но разве ж это тянет на идею? Мы же в России думаем каждый о своем хозяйстве. Мечтаем выкупить бетонную коробку в ипотеку, или же как герой литературы, завести домик с кабанчиком. Словно Булгаковский Мастер, мы готовы отдать свою жизнь, время, душу за дачу в Переделкино. Но неужели же красный кирпич и герань на окнах - это все, о чем мы мечтаем? Неужели перекладывать бумажки и пасьянсы в офисе, ездить по выходным в Ашан за продуктами, родить детей в ипотечной евродвушке и досрочно закрыть долг за нее перед монструозным банком - все, на что мы способны? Все, чего мы хотим - это более низкая ставка по кредиту и рефинансирование? Гречка по акции в Пятерочке и скидки на коньяк? А как же знаменитая русская душа?

Стефан Цвейг обожал русского писателя Достоевского как раз за то, что ни один из его героев, в отличии от героев того же Бальзака, никогда не стремился к домику у озера с бегающими вокруг ребятишками, не делал этот домик с выбеленными стенами апофеозом своей мечты. Его занимали вопросы совести, веры, существования Бога и справедливости этого Бога, ежели Он существует. Духовный поиск, истинная нравственность, служение ближним. Его Алешенька Карамазов недаром до сих пор является одним из самых добрых героев русской литературы, а он переживал что может ходить лишь к обедне, а не идти за Богом сам.

В России очень малое число людей даже просто довольны своей работой, мало кто трудится с удовольствием, ничтожному количеству людей искренне нравится то, что они делают. Работу принято ненавидеть, начальника - считать козлом, а пятницу ждать как манну небесную, заранее планирую поход в бар. Все больше баров открывается в наших городах, все больше алкогольных магазинов.

Мы пьем чтобы забыть о ненавистном заводе, нелюбимой жене, надоедливых детях, но спускаем жизнь на служение всему этому. А чего мы хотим? Искренне и на самом деле? Ведь смысл жизни так важен для психики человека, без него не в радость сама жизнь, иначе бы подростки не кончали жизнь самоубийством, оставив записку “Я не смогу найти работу, а следовательно, не вижу смысла в дальнейшей жизни”. Кому-то нелюбимое дело не мило, кто-то не хочет быть менеджером по продажам или офисным планктоном, а сейчас востребованы в основном они, и они же ждут пятницу и бар.

Как сделать так, чтобы люди перестали ждать пятницы и начали ждать реализации своих глобальных целей и планов по переустройству этой Вселенной?

Ставьте лайк если хочется чего-то еще.
Подписка на канал - обязательно!

Психолог Екатерина Майорова