С утра подняли. Проводник пришел – Николай Алексеевич Нечаев. Идём на Серый камень.
Лесовозная дорога на месте просто лесной дороги. Лежнёвка, почти гать. Но гать это аккуратнее, здесь просто навал.
На входе в лес сосна интересная, на лиру похожая. Только кривая очень.
Дорога брёвнами выстелена, грязью покрыта. По рассказу Н.А. раньше грунтовка была на сенокосы.
Первое болотце – ляга – Малый мост. Прудик – копанка – торф на поля брали в 70-е годы.
Потом идёт Большой мост метров триста до поворота.
Вдоль неё озёра. Тут тоже торф брали.
А дальше по лежнёвке делянка, большая вырубка. Потом дорога шла к реке Левакша. Сейчас её уже почти невидно, заросла. А за рекой посёлки были. Уже ничего тот них не осталось. Раньше дорога была на лошадей рассчитана – телега, сани. Сейчас лежнёвка лесовозами раскатанная.
После Большого моста в лес уходит старая, заросшая, но видная ещё дорога.
Это на сенокосы и к Серому камню.
Про эти места старожил Владимир Александрович Нечаев упоминал:
«Места сырые были, две ляги. Малая ляга и большая ляга. Так через них мосты были выложены. Так и называют – малый и большой мост. Ездили на телегах, даже хорошо проезжали. Ну а пешком пройдёшь запросто. Сенокосили там. Река Левакша там километра за три. У мостов торф на поля брали. Через болота у них, украинцев, выстилки были – сосенки. Ёлочки вытесаны. Можно было пройти по болотам не замочив ноги. В лапоточках перебежать. Они за болотами жили. Там Большая чисть начинается – до Шуйского. От нас оно идёт на Манылово, потом по Сухоне.
Идти к посёлкам – надо проходить через болота, рукава Большой чисти это. Ходили за посёлки клюкву собирали. Это за рекой Левакшей. А до реки то ляги…»
Н. А. рассказывал – «Ходишь по лесу, ну не под ёлкой же садиться. Выйдешь на камень, сядешь покурить, водички попьёшь. Покосы были дальше. А камень – край поляны был. Леса при мне не было, так ёлочки по грудь. Тут рыжики и грузди собирали».
Про Серый камень В. А. Нечаев говорил – « Мужики ходили встречать к камню. Женщины уйдут на болота, вечером мужики идут встречать – котомки да ягоды вынести. Я тоже встречал матушку да бабушку. А камень то большой… Из земли торчит на метр, наверное. Сидеть хорошо на нём. Человек пять усядется. Его, скорее всего, ледник приволок. А больше никак. Там хутора были – хутор Аристаровна, хутор Глухово. Мы там косили с батькой. Мимо камня ходили, там под камнем типа копанки. Вода скапливалась, не родник, ничего, просто вода была. Был такой черпачок из бересты на палочке. Можно было в тенёчке посидеть. Берёза наклонилась, ёлка… Там прохладно посидеть, водички попить. Там всё время пасли коров. Частных коров. Нанимали пастуха. Коровы из Николы.
Сейчас всё брошено. Поля дак заросли. Рубцов там любил грибы собирать. Решили мы подсмотреть, где он их собирает. Они же нас гоняли. Чего же мы пацанва была. Нам лет по десять двенадцать, наверное, было. Это было примерно 59 год. Сидели мы там, на камне, а они выходят с Лёней Богдановым. Курили они папиросы Красная звезда. Такие были. Мы-то тогда тоже покуривали. Валентин Сивцев с нами был, Монька (Максим) Чудинов… Так Рубцов – чего дымите, не затянитесь? Затянемся, закашляем. А они и смеются».
На камушке посидели, возвращаться пора. К камню вырубка подошла, мелколесье. Не похоже, что народ бывает. Есть место для стоянки. Дров для костра много.
Народ ушел, я остался на мостах.
Поснимаю, посижу, погоду подожду. А тропу надо будет позже к камушку промаркировать. Сейчас-то помню, а через месяц искать придётся.
2017 21 июля
Идём прокладывать тропу к Серому камню. Николай Алексеевич согласился помочь. Я вышел заранее, хожу то медленно. Обычное яркое утро.
Начали появляться облака. Дорога от шоссе заросла, мокрая. Лужи. До лежнёвки трава. На лежнёвке лужи. У большого моста озёра хороши, только свет невыразительный, яркий.
Облачка растут, около солнца ползают. Тёмнея вода, цветочки по берегам. Откуда то отсюда, с этих ляг и начинается река Пихтеница.
Неспеша иду. Останавливаюсь, фотографирую.
Через часок Марина с Николаем и собаками появились. Шумно. С разговорами. Слышно было минут за пять до появления на дороге. Сижу, жду, когда подойдут.
Собаки первые побежали, крутят хвостами, здороваются.
Облачка густеют, в конце просеки уже кучевые.
В конце моста поворот к камню. Была дорога, теперь просто прогалок. Зарос, мокро. Под ногами деревья, ветки болтца. Трава выше колена. Сапоги с чавканьем из болота выходят. Николай топориком пытается тропу подправить.
Маринка марки вяжет. До камня добрались минут за двадцать. А тут около 500 метров… Всё заросло.
Вот и камушек. Под ним бочажок. Вода чистая. Николай из дудника, травка такая, трубочки делает, учит как воду пить. Пока мы у камушка крутимся он пошел вырубку посмотреть. Камень как раз на её краю. Собаки не знают за кем идти, кругами бегают. Маринка камушек гладит, воду пробует – «снимай всё, краеведу Кузнецову покажем. Он про Серый камень ещё не знает»…
Пока снимал Николай подошел, горстку земляники принёс.
Пора возвращаться. На дорогу вышли, распрощались.
Я остался – свет поменялся, облака сгустились. Чёрная вода, облака, дорога. Похоже пейзажи будут…