Найти в Дзене

Почему в России не выгодно строить скоростные железные дороги?

Уже не первый год в Правительстве страны обсуждается вопрос строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань. Даже был подготовлен проект, озвучены необходимые денежные средства и размещён конкурс на выбор подрядчика. Но здравый смысл восторжествовал, и в начале 2019 года, все же было принято решение заморозить проект. Почему же в России нет острой необходимости в железных дорогах такого типа?

Если взглянуть на страны Европы, например Германию или Францию, то там плотность населения на один квадратный километр более 200 человек, и население например той же Германии составляет 82 миллиона человек, что является половиной населения России. Естественно в таких условиях высокоскоростные магистрали будут не только окупаемыми, а они просто необходимо для мобильности граждан этих стран.

Скоростной поезд TGV на вокзале Монтпарнас в Париже.
Скоростной поезд TGV на вокзале Монтпарнас в Париже.

В России напротив, плотно заселена только Европейская часть, да и то не так в Европе, поэтому ещё во времена СССР (когда думали больше и эффективнее) в первую и единственную очередь построили только одну скоростную железную дорогу между Ленинградом и Москвой, да и та вплоть до модернизации в 2006 -2009 годах (до запуска первых поездов "Сапсан"), была мягко говоря по сравнению с Европейскими стандартами, просто ускоренная, так как больше 200 км/ч и то на отдельных участках, поезда на ней не развивали.

Скоростной железнодорожный транспорт эффективен лишь в густонаселенных регионах, так как из за повышенных скоростей возникают дополнительные расходы на укладку железнодорожного полотна, его обслуживания, обеспечения безопасности движения вблизи магистрали, не говоря уже о закупке подвижного состава, который к сожаления наша страна не производит. Всё это тянет за собой повышенную стоимость билетов, а это могут позволить себе далеко не все граждане. И если население города около миллиона человек, со средней зарплатой 20 - 30 тысяч рублей, а на промежуточных остановках которые может сделать поезд ещё меньше, сколько человек смогут позволить себе купить билет на скоростной поезд?

Скоростные поезда ICE на Главном вокзале (Hauptbahnhof) Мюнхена
Скоростные поезда ICE на Главном вокзале (Hauptbahnhof) Мюнхена

Пока в нашей стране только два наиболее экономически развитых города Москва и Санкт - Петербург, и только между ними скоростное железнодорожное движение будет окупаться. К слову сказать, даже существующая магистраль Москва - Петербург требует дальнейшей, практически полной модернизации и строительства отельной выделенной ветки только для скоростных поездов, как это сделано во всех странах обладающих скоростными железными дорогами. А из за того что на одной линии находятся пригородные, пассажирские поезда дальнего следования и скоростные, то первые два типа вынуждены значительно терять во времени, что бы на возможных разъездах пропустить скоростные.

Скоростной поезд "Сапсан" на Московском вокзале Петербурга
Скоростной поезд "Сапсан" на Московском вокзале Петербурга

Если привести в пример скоростные железные дороги Италии, то там с самого начала строительства, в 1982 году, первой линии Рим - Флоренция, скоростное движение сразу выделили в отдельную ветку по которой курсируют только скоростные поезда, и существующие на тот момент пути даже не трогали, по ним своим привычным ходом продолжали и продолжают движение пригородные и скорые пассажирские поезда. Сейчас в Италии более 1000 км. магистралей скоростных железных дорог, самая протяженная из них Салерно - Неаполь - Рим - Флоренция - Болонья - Милан.

Скоростные поезда Frecciargento на вокзале "Термини" в Риме
Скоростные поезда Frecciargento на вокзале "Термини" в Риме

Возвращаясь к России, увы и к сожалению, пока остальные города корме Москвы и Санкт - Петербурга, не будут развиваться, повышать население, а главное материальный уровень жизни, экономического обоснования для строительства скоростных железных дорог никто даже "за уши притянуть" не сможет!

Если публикация оказалось полезной и интересной, ставьте "лайки" и подписывайтесь на канал!

Другие публикации по теме путешествий!

Москва - Питер. Поезд или самолет?
Особенности перелёта с Lufthansa.
Самая скучная Европейская столица!
Москва - Будапешт. В Венгрию на поезде!
Безбагажные тарифы Аэрофлота. В чём подвох?