«Интервью – это легкотня. Задай человеку несколько вопросов, сделай расшифровку с диктофона, и текст готов», — подобные утверждения мы с коллегами не раз слышали от студентов, пришедших в нашу редакцию на практику. В результате такого шапкозакидательского подхода рождаются совершенно беспомощные работы, которые вообще непонятно зачем нужны. Характер героя не раскрыт, ключевые детали биографии остаются за рамками беседы, в повествовании не прослеживается логика.
Вот один из вариантов откровенно неудачного интервью. Обнадеживает только одно: оно написано первокурсницей журфака – ей пока недостает знакомства с законами жанра. Орфография и пунктуация авторские.
«Занятия по легкой атлетике должны быть бесплатными»
Так считает Лунев Данила Евгеньевич – 28 летний преподаватель физической культуры в УралГУФКЕ, который на протяжении уже 5 лет проводит бесплатные занятия по легкой атлетике в Старокамышинске. Молодой тренер не только рассказал специальному корреспонденту КР о достижениях своих учеников, но и поделился спортивными планами на будущее.
-Данила Евгеньевич, с чего началась ваша любовь к спорту?
-« Уже с пятого класса меня с головой в спорт затянул Мандуков Олег Владимирович. Он являлся первым моим тренером по легкой атлетике, привившим к ней безумную любовь. И вот уже на протяжении 10 лет я сам занимаюсь спортом и параллельно тренирую ребят»
-Значит, у вас есть спортивные достижения, не так ли?
-«Да, конечно. Я кандидат в мастера спорта по легкой атлетике в беге на короткие дистанции. Также я специализировался в прыжках и завоевал первый разряд»
-А как к вам пришла идея о создании секции?
-«Здесь все просто. По окончании вуза я решил посетить школу №23 в Старокамышинске, на базе которой тренировался, будучи школьником. Там меня с радостью встретил Олег Владимирович, до сих пор проводивший спортивные занятия. Он то и предложил мне вновь поработать вместе, только уже в качестве коллег»
- Сколько человек занимаются в вашей секции? И с какого возраста начинается набор?
-«На данный момент в моей группе примерно 25 человек. Точное количество нельзя назвать из-за того, что некоторые перестают ходить, а потом вновь решают возобновить занятия. Набор в секцию начинается с 9 лет»
-Данила Евгеньевич, принимаете ли вы со своей командой участие в каких-нибудь соревнованиях? И есть ли на счету ваших учеников награды и призовые места?
-« Безусловно. Вот 26-28 марта мы выступали на первенстве области среди детей 2006-2007 года рождения в городе Трехгорном. К сожалению, вернулись без призовых мест, но зато в эстафете «4 по 2 круга» наша команда заняла второе место. А в самом начале моей тренерской карьеры у меня были спортсмены, которые на областных соревнованиях всегда занимали призовые места. Это Малахов Дмитрий и Егор Титов»
-И самый волнующий всех читателей вопрос. Почему ваши занятия бесплатны, ведь в наше время все секции чаще всего являются платными?
-«Легкая атлетика всегда была бесплатной. Не хочется, чтоб это становилось иначе. Мне действительно нравится заниматься тем, чем я занимаюсь и поэтому денежный вопрос никогда не всплывал в моей голове. Каждый, кто приходит в секцию, становится членом пока еще не такой большой, но очень дружной семьи»
Данила Евгеньевич поделился тем, что ребята сейчас упорно готовятся к летним соревнованиям в Еманжелинске, которые пройдут 1 июня. Также любого желающего тренер с радостью ждет в свою команду и будет рад поработать с новыми ребятами.
Итак, начнем нашу "Разборку":
1. Не могу удержаться от замечаний по оформлению. Интервью – это диалог. Каждая реплика диалога по законам русской пунктуации начинается с тире. При этом заключать в кавычки фразы не нужно. Не усложняйте жизнь корректору – ему в процессе правки текстов, написанных внештатниками, и так приходится несладко.
2. В лиде не нужно указывать ФИО. Достаточно назвать имя и фамилию – именно в таком порядке.
3. Никто не назначал девушку специальным корреспондентом. Не стоит писать то, чего нет на самом деле.
4. Формулировка вопроса деревянная: «С чего началась ваша любовь к спорту». Можно было спросить: «Почему вы решили стать тренером?» — и тут-то бы Данила Евгеньевич и рассказал, что полюбил спорт еще в детстве, что на его пути встретился талантливый спортивный наставник.
5. «Затянул с головой в спорт» — сочетание этих слов вызывает некоторое недоумение. Сразу представляется, как тренер тянул несчастного мальчика, будто крокодил свою жертву на дно африканской реки. Ладно бы еще автор написала: «Спорт меня затянул» или «Я окунулся в спорт с головой», хотя и эти варианты мне не слишком симпатичны.
6. «Он являлся моим первым тренером» — выкиньте слово «являлся». Являются только монстры в кошмарах. Эта лексема лишь добавляет ненужных официоза и громоздкости. Туда же отправляем негативно окрашенное слово «безумную».
Вообще, первые два предложения должны быть переписаны примерно так: «Я начал заниматься легкой атлетикой в пятом классе. Моим первым тренером стал Олег Владимирович Мандуков – именно он привил мне любовь к спорту».
7. Рассказ о спортивных достижениях стоит вынести во врезку – отдельную заметку внутри основного текста. Фрагментированное повествование делает текст легче для восприятия.
Во врезы обычно выносят всю дополнительную информацию.
8. Вопрос о создании секции демонстрирует, что автор не владеет темой. Поселковая секция входит в состав городской школы по легкой атлетике, о чем не знает наша студентка-первокурсница. Следовательно, велика вероятность того, что идея открыть филиал школы принадлежала не начинающему тренеру, а ее руководству. И эту мысль озвучил первый тренер нашего героя.
9. Ответ на вопрос о количестве обучающихся меня поразил дважды. Во-первых, потому что человек с высшим образованием не может посчитать, сколько детей у него по списочному составу. И во-вторых, ПОЧЕМУ дети бросают занятия? Дело в детях или в самом тренере, в недостаточном уровне его профессионализма? Или, может, в середине года школьная программа становится настолько перегруженной, что у детей нет времени ни на что кроме уроков? Здесь журналист, пусть даже и начинающий, должен был уцепиться за ответ и начать «крутить» собеседника, но при этом не высказывать ему свои предположения.
Еще бы я спросила у тренера, почему многие современные дети не любят уроки физкультуры в школах. Только ли дело в зависимости от гаджетов (на нее сегодня принято валить все проблемы в воспитании)? Или хромает профессиональная подготовка учителей? Что он как профессионал может посоветовать коллегам из общеобразовательных школ для того, чтобы сделать уроки физвоспитания более содержательными и интересными?
10. Почему набор начинается именно с девяти лет? Потому что до этого возраста ребенок не справится с нагрузками? Автор и здесь не потрудился получить более развернутый ответ.
11. Награды, полученные детьми, выносим в еще один врез.
12. Почему тренер вспоминает двух первых перспективных учеников, но ничего не говорит о сегодняшних чемпионах? Ему нечем и некем гордиться? Это впечатление усиливается еще и упоминанием о том, что на недавних соревнованиях его воспитанники проиграли в одной из дисциплин.
Как вы думаете, запишут ли читатели своих детей в секцию после такого ответа и реплики о том, что дети периодически бросают занятия?
13. Бесплатность занятий я бы не стала ставить во главу угла, потому что складывается впечатление, что все остальные кружки и секции в нашем городе платные. Но это, к счастью, совсем не так.
14. Если смотреть в целом, интервью получилось пустым. Ему недостает информативности и эмоциональности. Сюда нужно было включить вышеназванные моменты, где автор недоработал, не разговорил тренера. Плюс во врезе стоило рассказать о физической пользе занятий легкой атлетикой. Еще одну вставную заметку посвятить знаменитым легкоатлетам-землякам.
От тренера мне бы хотелось услышать, как спорт воспитывает личность. Далеко не все папы и мамы жаждут видеть своего ребенка чемпионом, но каждый родитель хочет, чтобы он стал Человеком. И занятия спортом вполне могут этому поспособствовать.
Хочется понять, как проходят тренировки. Предусмотрен ли на тренировках индивидуальный подход к детям? Есть ли на занятиях место играм?
Каково состояние материальной базы: обеспечена ли секция спортивным инвентарем, в каких помещениях проходят тренировки?
Спасибо тем, кто дочитал сегодняшнюю «Разборку» до конца. Как всегда, буду рада новым подписчикам, лайкам, репостам в соцетях и комментариям. Присылайте ваши тексты на анализ – попробуем разобраться вместе, что в них плохо и как сделать хорошо.
Читайте другие выпуски рубрики: разбор очерка и заметки.