Локомотив - это рельсовая машина, предназначенная для тяги прицепных вагонов в составе поездов.
Каждый из нас встречал электровозы и тепловозы, а в музее (или хотя бы на картинке) видел паровозы. Сегодня мы попытаемся понять, чем отличаются эти машины, и какие еще бывают виды локомотивов, кроме "большой тройки".
Исторически, самым первым "локомотивом", конечно, была лошадь. Но все же, в рамках данной статьи мы этот этап опустим.
Паровоз
Паровоз - это локомотив с паровым двигателем. Паровозы широко применялись до середины XX века, а кое-где такие локомотивы можно встретить до сих пор.
Интересно, что до начала XX века поезда лондонского метро водили именно паровозы, поэтому станции и тоннели были сильно задымлены. Нередки были случаи, когда людям становилось плохо из-за дыма.
Теплопаровоз
Теплопаровоз - гибрид тепловоза и паровоза, имеющий и паровой двигатель, и двигатель внутреннего сгорания. Паровая машина служит для разгона, а на определенной скорости в работу включается ДВС. При этом паровой двигатель также продолжает работать.
Тепловоз
Тепловоз - локомотив с двигателем внутреннего сгорания (обычно дизельным). Тепловоз может иметь электрическую или гидравлическую передачу.
Служебные тепловозы с двигателями низкой мощности называются мотовозами.
Тепловозы делятся на магистральные (осуществляют непосредственно ведение поездов) и маневровые (обеспечивают маневровую работу на станциях: формируют поезда, переводят вагоны на нужные пути и т.п.). Однако раньше на маневровых работах использовались не только тепловозы, но и паровозы, и даже электровозы.
Газотурбовоз
Газотурбовоз - локомотив с газотурбинным двигателем внутреннего сгорания. Основное преимущество этого локомотива в том, что ГТД может работать на самом низкосортном дешевом жидком топливе (например, мазут или сырая нефть), а также на молотом твердом.
Электровоз
Электровоз - локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети.
В зависимости от вида используемого тока электровозы (как и электропоезда) делятся на электровозы постоянного тока, электровозы переменного тока и двухсистемные.
Контактно-аккумуляторный электровоз
Контактно-аккумуляторный электровоз - электровоз, имеющий аккумуляторы. Такая машина может питаться от контактной сети, а также преодолевать неэлектрифицированные участки за счет энергии, накопленной в бортовых аккумуляторах.
Электротепловоз
Электротепловоз - электровоз, имеющий дополнительный двигатель внутреннего сгорания. Как и контактно-аккумуляторный электровоз, такой локомотив может преодолевать неэлектрифицированные участки.
Реактивный поезд
История знает даже эксперименты с установкой самолетных реактивных двигателей на железнодорожную технику! Правда, дальше опытных машин дело не зашло.
Атомовоз
Атомовоз - локомотив с ядерной энергетической установкой на борту. Было несколько проектов таких машин, но "в металле" ни один атомовоз построен не был: уж очень велика опасность экологической катастрофы при аварии с участием такого локомотива.
А еще...
А еще есть несколько совсем уж оригинальных типов локомотивов. Например, гировозы хранят энергию в виде большого вращающегося маховика, а пневматические локомотивы - в виде потенциальной энергии сжатого воздуха. Эти машины применяются там, где недопустимо использование проводов с током, двигателя внутреннего сгорания или паровой машины.
А какие интересные локомотивы встречались вам?