Найти в Дзене
АвтАвиА

Паровоз, тепловоз, электровоз... а еще?

Оглавление

Локомотив - это рельсовая машина, предназначенная для тяги прицепных вагонов в составе поездов.

Каждый из нас встречал электровозы и тепловозы, а в музее (или хотя бы на картинке) видел паровозы. Сегодня мы попытаемся понять, чем отличаются эти машины, и какие еще бывают виды локомотивов, кроме "большой тройки".

Исторически, самым первым "локомотивом", конечно, была лошадь. Но все же, в рамках данной статьи мы этот этап опустим.

Паровоз

Паровоз - это локомотив с паровым двигателем. Паровозы широко применялись до середины XX века, а кое-где такие локомотивы можно встретить до сих пор.

Интересно, что до начала XX века поезда лондонского метро водили именно паровозы, поэтому станции и тоннели были сильно задымлены. Нередки были случаи, когда людям становилось плохо из-за дыма.

Российский паровоз серии Ов - "Овечка" (1901-1915)
Российский паровоз серии Ов - "Овечка" (1901-1915)

Теплопаровоз

Теплопаровоз - гибрид тепловоза и паровоза, имеющий и паровой двигатель, и двигатель внутреннего сгорания. Паровая машина служит для разгона, а на определенной скорости в работу включается ДВС. При этом паровой двигатель также продолжает работать.

Советский опытный теплопаровоз ТП1 (1939)
Советский опытный теплопаровоз ТП1 (1939)

Тепловоз

Тепловоз - локомотив с двигателем внутреннего сгорания (обычно дизельным). Тепловоз может иметь электрическую или гидравлическую передачу.

Служебные тепловозы с двигателями низкой мощности называются мотовозами.

Тепловозы делятся на магистральные (осуществляют непосредственно ведение поездов) и маневровые (обеспечивают маневровую работу на станциях: формируют поезда, переводят вагоны на нужные пути и т.п.). Однако раньше на маневровых работах использовались не только тепловозы, но и паровозы, и даже электровозы.

Российский трехсекционный магистральный тепловоз 3ТЭ25К2М с электрической передачей (2017)
Российский трехсекционный магистральный тепловоз 3ТЭ25К2М с электрической передачей (2017)
Советский двухсекционный тепловоз ТГ102 с гидравлической передачей (1959-1965)
Советский двухсекционный тепловоз ТГ102 с гидравлической передачей (1959-1965)
Советский маневровый тепловоз ТЭМ2 с электрической передачей (1960)
Советский маневровый тепловоз ТЭМ2 с электрической передачей (1960)

Газотурбовоз

Газотурбовоз - локомотив с газотурбинным двигателем внутреннего сгорания. Основное преимущество этого локомотива в том, что ГТД может работать на самом низкосортном дешевом жидком топливе (например, мазут или сырая нефть), а также на молотом твердом.

Опытный советский газотурбовоз ГТ101 (1960)
Опытный советский газотурбовоз ГТ101 (1960)

Электровоз

Электровоз - локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети.

В зависимости от вида используемого тока электровозы (как и электропоезда) делятся на электровозы постоянного тока, электровозы переменного тока и двухсистемные.

Советский грузовой магистральный электровоз переменного тока ВЛ80Р (1974-1986)
Советский грузовой магистральный электровоз переменного тока ВЛ80Р (1974-1986)
Советский грузовой магистральный электровоз постоянного тока ВЛ11К
Советский грузовой магистральный электровоз постоянного тока ВЛ11К

Контактно-аккумуляторный электровоз

Контактно-аккумуляторный электровоз - электровоз, имеющий аккумуляторы. Такая машина может питаться от контактной сети, а также преодолевать неэлектрифицированные участки за счет энергии, накопленной в бортовых аккумуляторах.

Контактно-аккумуляторный электровоз типа Л на базе метровагона модели Еж, предназначенный для вождения служебных поездов на подземных линиях стратегического назначения без контактного рельса (линия Д-6 - так называемое "Метро-2")
Контактно-аккумуляторный электровоз типа Л на базе метровагона модели Еж, предназначенный для вождения служебных поездов на подземных линиях стратегического назначения без контактного рельса (линия Д-6 - так называемое "Метро-2")

Электротепловоз

Электротепловоз - электровоз, имеющий дополнительный двигатель внутреннего сгорания. Как и контактно-аккумуляторный электровоз, такой локомотив может преодолевать неэлектрифицированные участки.

Промышленный электротепловоз переменного тока модели ОПЭ1. Выпускался в 1969-2002 годах Новочеркасским электровозостроительным заводом
Промышленный электротепловоз переменного тока модели ОПЭ1. Выпускался в 1969-2002 годах Новочеркасским электровозостроительным заводом

Реактивный поезд

История знает даже эксперименты с установкой самолетных реактивных двигателей на железнодорожную технику! Правда, дальше опытных машин дело не зашло.

СВЛ - опытный советский скоростной вагон-лаборатория с двумя реактивными двигателями АИ-25 от пассажирского самолета Як-40, созданный на базе головного моторного вагона электропоезда ЭР22. В 1972 году во время испытаний СВЛ развил скорость 250 км/ч
СВЛ - опытный советский скоростной вагон-лаборатория с двумя реактивными двигателями АИ-25 от пассажирского самолета Як-40, созданный на базе головного моторного вагона электропоезда ЭР22. В 1972 году во время испытаний СВЛ развил скорость 250 км/ч

Атомовоз

Атомовоз - локомотив с ядерной энергетической установкой на борту. Было несколько проектов таких машин, но "в металле" ни один атомовоз построен не был: уж очень велика опасность экологической катастрофы при аварии с участием такого локомотива.

А еще...

А еще есть несколько совсем уж оригинальных типов локомотивов. Например, гировозы хранят энергию в виде большого вращающегося маховика, а пневматические локомотивы - в виде потенциальной энергии сжатого воздуха. Эти машины применяются там, где недопустимо использование проводов с током, двигателя внутреннего сгорания или паровой машины.

А какие интересные локомотивы встречались вам?