Пассажирские перевозки остаются популярным способом передвижения у россиян, несмотря на всем известные проблемы, возникающие в последнее время. Вместе с тем, качество работы авиаперевозчиков не улучшается, и поэтому возникают многочисленные споры.
Наиболее частыми причинами споров обычных граждан с авиакомпаниями являются:
- проблемы с возвратом купленных билетов;
- случаи потерь или повреждения багажа пассажиров;
- задержки рейсов.
Рассмотрим каждую причину возникновения споров в отдельности:
Возврат купленных билетов
Авиакомпании могут реализовывать гражданам билеты, которые предусматривают возможность возврата и билеты, возврат которых не предусмотрен. Последние обычно дешевле.
В соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса РФ, если пассажир отказывается от «возвратного» билета, то он получит обратно провозную плату, если пассажир предупредил перевозчика как минимум за 24 часа до полета. Но если пассажир не успел уведомить авиакомпанию об отказе, он все же может вернуть плату за перелет за минусом неустойки в 25% и понесенных фактически расходов.
Но не все россияне знают, что можно вернуть стоимость невозвратного билета, правда не во всех случаях, а когда этот отказ является вынужденным. В Законе четко определены такие случаи: болезнь пассажира или члена его семьи (если они должны были лететь вместе), либо в случае смерти близкого родственника. Но, правда, об этом необходимо уведомить перевозчика времени регистрации на рейс и подтвердить соответствующими медицинскими документами.
Получить оплату невозвратного билета можно также в случаях, когда рейс задерживается, или когда возникают факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств авиакомпанией.
Случаи потери, повреждения багажа
Нередко возникают споры граждан с авиаперевозчиками по поводу необеспеченной сохранности багажа. Согласно статье 118 Воздушного кодекса, перевозчик несет ответственность за сохранность багажа пассажиров.
Если ситуация потери или повреждения багажа возникла, то авиакомпания понесет ответственность, если не докажет, что в этом инциденте нет вины работников перевозчика, либо что компания предприняла все меры по обеспечению сохранности багажа.
Задержка рейса
Руководствуясь пунктом 99 Правил воздушных перевозок, если возникла необходимость задержки рейса, то перевозчик должен обеспечить пассажиров следующими видами услуг:
- предоставить комнаты для матерей с детьми до 7 лет;
- возможность позвонить или отправить электронное сообщение родственникам или коллегам;
- обеспечить пассажиров прохладительными напитками, если рейс задерживается более чем на 2 часа;
- предоставить горячее питание при задержке рейса более 4 часов;
- разместить в гостинице, если рейс задерживается более чем на 8 часов, и 6 часов в ночное время;
- транспортировку до гостиницы,
- услуги по хранению багажа пассажиров.
Все эти услуги должны оказываться пассажирам без дополнительной платы.
Теперь самое интересное!
Рассмотрим последние случаи выигранных дел против российских авиакомпаний.
1) 10 мая этого года житель Перми добился компенсации стоимости билетов и моральной компенсации от авиаперевозчика «Победа» за отмененный рейс в Тбилиси. Общий размер компенсации составил 123,8 тыс. руб. Отметим, что авиакомпания была вынуждена отменить рейс по причине отказа грузинских авиационных властей. Но это не оградило авиакомпанию от ответственности.
2) Другой случай, в феврале 2019 года пассажир выиграл суд против авиакомпании «Якутия», которая отказалась возвращать плату за невозвратный билет. Произошла задержка рейса, а следовательно, смотрим текст выше про невозвратные билеты! Сумма платы за билет была возвращена, но в этом случае компенсация морального ущерба оказалась весьма скромной – всего 500 руб.
3) Забавный случай произошел с жителем Челябинска летом 2018 года, когда он по вине сотрудников авиакомпании «ЮТэйр» улетел вместо Сочи на рождественские праздники в город Ноябрьск, который находится аж в Ямало-Ненецком округе. Гражданин выиграл дело в суде и ему были компенсированы затраты и моральный ущерб.