Найти тему
Филиал Карамзина

Учителя против учеников. Бомба замедленного действия

В продолжение вчерашней темы, которую я затронул в статье, посвященной владивостокскому инциденту, хотелось бы высказать свое мнение по поводу отношений между учениками и учителями в целом и отношении их друг ко другу. Дело в том, что с недавнего времени я сам стал работать преподавателем истории и обществознания в одной из школ нашего города, и уже полученный небольшой опыт общения с коллегами и учениками дал мне свое представление о том, почему отношения "учитель-ученик" оставляют желать лучшего.

У меня в школе была замечательнейшая и потрясающая учительница русского и литературы. Она отлично умела сочетать в своей работе кнут с пряником, заинтересовывать сонных шестиклассников, заставлять ленивых восьмиклассников читать литературные произведения, поощрять дискуссии учеников по темам романов, рассказов и стихов. Перед ней трепетали, ее боялись и уважали одновременно. Сегодня у нее множество благодарных выпускников, которых она научила не только правильно говорить, но и мыслить. А еще она научила нас говорить, т. е. мыслить публично. Одним из ее благодарных почитателей являюсь и я.

Приведенный выше пример, по-моему, на сегодня является более исключением, нежели правилом. Давно ли вы встречали учителя, который обожает свою работу, который с горящими глазами ведет уроки, которого обожают ученики и которого благодарят выпустившиеся из школы юноши и девушки? Последние статистика и факты неподобающего поведения учеников и учителей, выставленные СМИ на всеобщее обозрение, говорят об обратном: учителя не любят свою работу, терпеть не могут своих учеников и радуются, когда они уходят со школы, ровно как и ученики ни во что не ставят педагогов.

-2
Конечно, у нынешней ситуации две противоположные стороны, связанные с обеими группами противостояния. Есть вина и учителей, и учеников в том, что профессия педагога сейчас - одна из самых непопулярных (где все те люди, окончившие педвузы???). Однако мне хотелось бы поговорить именно об учительской роли в нынешних ситуациях, одной из которых является обмысленный мною вчера владивостокский инцидент.

Если вы зайдете в учительскую перед уроками или, лучше, после рабочего дня, то услышите немало "лестных" слов учителей в отношении своих учеников. Я сам не раз становился свидетелем подобных разговоров и приведу лишь пару фактов. Один раз, например, при мне социальный педагог (или как там эта должность называется) рассказывала свои впечатления об учениках одного из восьмых классов другому преподавателю и между прочим сказала: "Да они живут как бичи! С утра родители водкой ужираются и, поди, детей своих поят!". Этот же педагог в другой раз пришла во время моего урока к восьмому классу с проверкой внешнего вида и при всех учениках обратилась к одной из девочек: "А где твоя сестра-то, почему на уроках не была? Опять болеет? Слишком часто болеть стала. Надеюсь, не в декрет собралась...". Как говорится, без комментариев.

Приведу еще пару примеров. Мои старшие коллеги не раз при мне называли учеников "идиотами", "паскудниками", "придурками" и жаловались мне, молодому педагогу, как они устали от них и как школьники им надоели. А сегодня был самый эпик: довольно пожилой педагог стыдила при матери ее дочку, ученицу восьмого класса, и намекнула, что ее будущая профессия является самой древней в мире.
-3

То есть картина следующая: учителя не любят и даже ненавидят свою работу и учеников своей школы, считают их тупыми и ни на что не способными. И мне кажется, что ученики совершенно справедливо платят своим наставникам той же монетой. Конечно, они не слышат разговоров в учительской, не слышат эмоций учителей, сказанных вполголоса, но точно видят отношение к себе и отсутствие интереса к учительскому служению. И, как и следует, отвечают тем же. Почему? Да потому что дети приходят в школу учиться и воспитываться не столько в смысле оценок и записей в дневниках, а сколько в смысле получения примеров поведения. Несмотря на возраст и класс школьники остаются до окончания школы ДЕТЬМИ, поэтому впитывают отношение к себе и копируют модели поведения. Так что, я думаю, нам, педагогам, нужно не жаловаться на ужасных учеников и на их поступки, а стараться понять их, находить общий язык, вкладывать в учеников разумное, доброе, вечное и стараться не перегорать. Если у тебя нет огня в глазах и даже намека на искорку не ожидается - уходи из школы! Потому что это место - не место работы, а место служения. Школа воспитывает будущих личностей и граждан, что является очень и очень ответственным делом.

-4
Напоследок приведу еще один пример, напрямую связанный с владивостокским инцидентом. Там ученики после своего фееричного выступления и "последнего звонка" поехали отдельно от всех классов тусоваться в "пати-басе", не взяв с собой классного руководителя. Почему? Потому что школа и учителя, как я понял из новостных сводок, давно поставила крест на этих детях, и они оказались своеобразными изгоями. В общем, что посеяли, то и пожали.
Так вот, пример. В этом году я учил десятый класс. С ребятами у нас сложились благодаря близости взглядов и интересов и возрасту очень теплые отношения. Они не раз мне жаловались на свою классную руководительницу, ее отношение к ним, и сказали, что вообще не хотели бы ее звать на выпускной... Я думаю, это просто провал педагога. Хотя, как у нас всегда бывает, она своих ошибок не увидит и не признает, а если ребята и вправду ее не позовут, то в бессердечности и бесстыжести обвинят именно детей, но никак не неприкосновенного учителя...