Современной молодежи трудно поверить в то, что еще 30 лет назад вполне приличные люди, загрузившись сумками с пустыми бутылками и банками, отправлялись в пункты приема стеклотары. Потому что, это было выгодно и совершенно не считалось позорным.
В СССР в цену того, что наливалось в емкость – кефир, майонез, водка или лимонад, входила залоговая стоимость. Говорили, что бутылки столько не стоят, но чтобы несознательные граждане не выбрасывали возвратную стеклотару, а сдавали, с нас берут «залог».
Взятую в залог бутылку можно было сдать и в гастрономе в обмен на деньги или анологичный товар. А примерно с 70х появились и специальные пункты приема.
Цена бутылки составляла 4% цены водки, около 10% цены дешевого вина, почти половину цены пива. Особым шиком считалось выпить столько вина, чтобы на сданную посуду можно было купить еще одну бутылку. Это называлось «вторая производная».
Кефир и молоко стоили 28 копеек за пол-литровую бутылку. То есть можно было принести две пустые бутылки и получить одну полную и 2 копейки сдачи.
Принимали тогда стеклотару предварительно отмытую и очищенную от этикеток по таким ценам:
- бутылка водочная, винная, пивная или лимонадная 0,5 л. – стоила 12 коп.
- бутылка винная 0,7 л – 17 коп.;
- бутылка молочная 0,5 л. –15 коп.;
- бутылка молочная 1,0 л. – 20 коп.;
- банка сметанная – 10 коп.;
- банка майонезная – 3 коп.
- банка простая литровая – 10 коп.;
- банка простая трехлитровая – 40 коп.;
Это самые популярные варианты посуды, были еще и другие. Бутылки из-под шампанского и как другая неликвидная посуда не принимались, точнее принимались по 10 коп, но в специальных пунктах.
Когда человек жаловался на безденежье, он говорил: «Прямо хоть иди бутылки сдавай». И это были не просто слова – на сданные бутылки можно было продержаться до зарплаты. Пустая пивная бутылка стоила 20 коп, а буханка хлеба около этого. Бутылка молока стоила 30 копеек, плюс два пятака на метро – сдал три пивных бутылки, и день прожил.
И когда приёмщик из пункта приёма посуды говорил, что у него нет тары – он имел в виду, что у него нет ящиков, куда ставить пустые бутылки. Нет тары под тару.
Сдача бутылок была бизнесом – говорили даже, что существует особая «бутылочная мафия», и что все самые урожайные территории тщательно поделены на сферы влияния и распределены между своими «сборщиками бутылок».
Сегодня пункты приёма стеклотары можно найти с большим трудом, да и отношение к людям сдающим бутылки стало пренебрежительное. Главная причина - очень низкая цена стеклотары – теперь и за 30 сданных пивных бутылок день не проживешь.
В России снова собираются возвращаться к старой системе сбора тары. Но теперь принимать бутылки будут не в пунктах, а как в Европе, в специальных автоматах — фандоматах.
Уже в этом году РТ-Инвест планирует поставить пилотные фандоматы в Подмосковье. Это не столько экономический, сколько экологический проект. Как известно, стекло не разлагается и может оставаться на свалках столетиями, но вот перерабатывается отлично.
“Важен и социальный эффект от данной системы. Люди постепенно приходят к бережливому обращению с отходами. Кроме того, при данном подходе соблюдается принцип "Загрязнитель платит". Не хочешь вернуть обратно бутылку, которую купил, - залоговый платеж остается оператору, который достанет бутылку из бака и отсортирует ее“ - отметил руководитель компании Андрей Шипелов.