Речь о повести "Завтра была война". В канун 22 июня ее особенно показано перечитать - когда-то этот день навсегда изменил жизни миллионов людей, в числе которых - наши с вами дедушки, бабушки и их родители. Осознание этого факта вместе с тем, что то 21 июня было таким же обычным для миллионов людей, как для нас сейчас, - усиливает ощущения от прочитанного.
В ночь на 22 июня 1941 года Германия начала вторжение на территорию СССР. Советский народ узнал о начале войны в полдень по радио.
Наткнулась на это произведение случайно и не смогла оторваться, пока не дочитала до конца. За эти четыре часа успела и насладиться - мастерством автора, но больше - чистотой и искренностью людей, которые действительно верили в свою страну и идею, оказавшуюся не такой чистой как они сами, и поностальгировать по всему этому, и порыдать - и от обиды за «потерянные поколения», и просто от несправедливости и чувства безысходности.
Эта повесть в меньшей степени о войне
...и в большей - об отношении автора к руководству страны. В книге это отношение читается "сквозь строки" через описание трагедий советских людей, типичных трагедий - что как раз и ужасает. Как и причины этих трагедий - инакомыслие и ЛИЧНЫЕ убеждения, расходящиеся с ПРЕДубеждениями партии и ее фанатично-нездоровыми членами. За что и приходилось расплачиваться не только отдельным личностям, но и их семьям. Часто - собственной жизнью.
Хотя во многом эта история вне времени - она про каждого из нас, подтверждая, что какими бы мы ни были разными, действуем, думаем и даже чувствуем мы по одним и тем же законам, которые иногда удаётся обмануть ценой собственного счастья...
Великая Отечественная война во всей этой истории
...играет второстепенную роль, появляясь лишь в самом конце и то больше как черта, после которой идёт уже другой отсчёт, обратный. Но с самого начала повести ее название отбрасывает тень и уже не даёт слишком безмятежно проживать события такой приятной для воспоминаний школьной жизни, которая, кстати, не так уж и сильно по переживаниям и ощущениям отличается от пост-советской.
Ну разве только моральности и идейности среди школьников больше было. По крайней мере, так кажется мне, человеку, родившемуся в самом конце истории Советского Союза, и знакомому с ним только по книгам, фильмам и рассказам близких. Может потому, что не было большого выбора в этих самых идеях, а может и в другом... а вообще неважно. Просто, думаю, я оказалась в числе тех, для кого эта повесть была написана. И очень этому рада.
Аудиокнига - тут.
Для любителей видеоверсий: