Найти тему
Сергей Бобруйский

Первый советский беспилотник

Советский истребитель МиГ-23М

Летом 1989 года с одного из военных аэродромов Польской Народной Республики, входившей тогда в состав организации Варшавского договора, взлетел боевой самолёт ВВС СССР МиГ23М под управлением военного лётчика I-го класса, полковника Николая Егоровича Скуридина , начальника политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии, входившей в состав Северной группы войск.

В тот день это был уже второй плановый полёт, выполняемый для восстановления лётных навыков офицера после возвращения накануне из очередного отпуска. К тому времени полковник Скуридин уже являлся опытным лётчиком с налётом более 1700 часов, из них более 500 на МиГ23.

В процессе набора высоты на исходе первой минуты полёта пилот доложил на землю о возникновении на борту нештатной (аварийной) ситуации, запросил у руководителя полётов разрешение на катапультирование, и, после получения соответствующей команды, покинул кабину самолёта.

Следует отметить, что руководитель полёта не мог поступить иначе: всё-таки за штурвалом сидел не кто-нибудь, а полковник, начальник политотдела дивизии, и в случае чего руководителю мало бы не показалось: в соответствии с Конституцией коммунистическая партия продолжала оставаться «руководящей и направляющей силой советского общества», и подобные дела были на особом контроле.

Через несколько минут командующий авиацией Северной группы войск доложил в Москву о происшествии и о том, что самолёт «упал в акватории Балтийского моря, не причинив при этом никакого ущерба».

Однако, это не соответствовало действительности. Как показали впоследствии данные бортового самописца, практически сразу после катапультирования двигатель начал набирать обороты. Истребитель прекратил снижение и перешёл в горизонтальный полёт. После чего с набором высоты беспрепятственно прошёл над территориями стран Варшавского договора, каковыми на тот момент всё ещё являлись ПНР (Польская Народная Республика - Польша) и ГДР (Германская Демократическая Республика – Германия).

Уже над территорией ГДР полёт самолёта был зафиксирован радарами стран НАТО.

После пересечения границы между ГДР и ФРГ на его перехват с авиабазы в Голландии были подняты два истребителя F-15.

-2

Истребитель F-15

Примерно через час после вылета МиГ-23М с польского аэродрома, два натовских F-15 перехватили самолёт-нарушитель. Сообщив диспетчеру о том, что они наблюдают пустой советский истребитель, без летчика и без фонаря кабины, пилоты получили приказ сбить МиГ-23 только в случае крайней необходимости. Советский самолёт шёл над густонаселёнными районами Западной Европы и невозможно было определить, куда он может упасть с такой высоты. Под конвоем двух F-15 самолет МиГ-23М прошёл воздушное пространство над ФРГ, Голландией, Бельгией и уже приближался к границе Франции. Здесь у него закончился запас топлива и он начал плавно снижаться. Около 11-00, через полтора часа после вылета, истребитель упал на жилой дом в одной из бельгийских деревушек. При этом под руинами дома погиб 19-летний местный житель.

-3

Этот инцидент показал всему миру качество советской военной техники, которая, как оказалось, даже не нуждается в наличии на её борту человека и сама справляется с поставленными (или непоставленными) задачами, невзирая на первоначальный якобы отказ.

-4
-5

Что случилось - то случилось, но молодого парня, конечно, жалко. Тем более, что, как сообщалось, он в это время вообще не должен был находиться дома…