Удивительная вещь прогресс. Если актёра не было в киноплёнке, то о нём быстро забывают. Так случилось и с великой актрисой Марией Ермоловой.
О Марии Николаевне Ермоловой говорила вся Москва! Эту великую драматическую актрису знали все, и все мечтали взглянуть на неё на сцене. Сейчас, мало кто помнит о ней, разве, что название театра на Тверской заставит открыть Википедию и узнать чьим именем назвали театр. Или заядлые театралы помнят это имя и знают её историю.
Но вот маленькая Маша Ермолова не могла и мечтать о народной памяти. Мечтая о большой сцене и серьёзных ролях её путь был нелёгок. Родилась она в семье суфлёра Московской малого театра Николая Алексеевича Ермолова. С детства она обожала брать у отца интересные роли и заучивать их. Учила она их, кстати, в безлюдном углу «старого, заброшенного кладбища, на которое смотрели окна бедного домишки, где росла Ермолова» – пишет в своей книге Владимир Гиляровский. Может отсюда её любовь к драматическим ролям.
В 9 лет девочку отдали в балетную школу, но вот любви к танцам у неё не было. В 13 лет она выступила со своим первым дебютом на большой сцене, но провалила его. Пришлось вернуться в балетную школу. Но она упорно продолжала учить монологи и мечтать о высоких ролях. И вот 30 января 1870 года удача наконец повернулась к ней лицом и молоденькую девушку оценили по достоинству. Она сыграла в бенефисе Н.М. Медведевой «Эмилия Галотти». И карьера пошла в гору!
«...из кареты легко выпорхнула стройная девушка в короткой чёрной шубке с барашковым воротником и такой же низенькой шапочке, какие тогда носили учительницы. Передо мной мелькнул освещённый солнцем нежный розовый профиль. Она быстро нырнула в подъезд, только остались в памяти серые валенки, сверкнувшие из-под чёрной юбки» - позже будет вспоминать Владимир Алексеевич первую встречу с Марией Николаевной.
Ермолова всю себя отдавала сцене. Она постоянно репетировала, играла и была вся поглощена только театром. Даже наблюдая за своими коллегами, она ничего вокруг не замечала, растворяясь в действии на сцене. Интересно и то, что, готовясь к новой роли, она полностью погружалась в жизнь своего персонажа, досконально его изучая и вживаясь в роль. Наверное, именно это помогало ей правдоподобного исполнять все роли.
Удивительно, что даже тяжело приняв революцию, она сумела найти общий язык с новой властью и получить звание Народной артистки Республики. А в своём доме на Тверском бульваре она прожила до самой смерти (Тверской бульвар, д.11).
Из записей Владимира Гиляровского можно увидеть её весёлую и лёгкую натуру, одухотворённость и увлечённость своим делом. Он рассказывает, что она любила слушать и говорить: о театре, жизни, Москве. Хотя многие биографы показывают её довольно замкнутой и нелюдимой. В противовес этому говорит рассказ Гиляровского об их последней встрече, где она горячо и с открытым сердцем приняла старого друга.