В рукоделии много мелких движений, требующих точности, это относится к шитью, вышиванию вязанию и другим занятиям. Врачи и специалисты знают важность развития мелкой моторики у ребёнка, поэтому двумя руками «за» такие занятия, особенно в возрасте до 7-9 лет.
Без мотивации дети быстро забросят поделки
Родителям важно понимать, как не только увлечь ребёнка рукоделием, но и удержать интерес, пока он не стал устойчивым. То есть, чтобы возникло хобби, а не временное увлечение:
- Поощряйте и хвалите за результат, конкретные действия, внимательная мама всегда найдёт повод;
- Показывайте поделки гостям, без лишней скромности, ребенку будет приятно, что его работа нравится;
- Начните с самых простых вещей и выкроек или рисунков для вышивания;
- Особенно на первых этапах, выбирайте поделки утилитарные, используемые в быту.
Например, теплый колпак для заварного чайника или прихватка для горячей посуды. Простейшая выкройка, довольно сложно совершить ошибку и можно (украдкой) исправить ошибки.
Плюсом вещи является возможность реального использования и частого упоминания того, кто ее сшил. Начните с выкройки, и постарайтесь добиться результата за один «урок». Успех всегда вдохновляет детей на продолжение занятия.
Продолжить можно с такими же простыми выкройками, сделав рождественский сапожок или игрушки по размеру ладони ребёнка и взрослого. Получится небольшой домашний театр и возможность проявить фантазию детей.
Постепенно добавляйте сложности задач, поддерживая интерес
Несколько лоскутов ткани, плотный картон, пуговицы, мишура и можно сделать ещё один набор игрушек для театра.
Выкройте из двух лоскутов и картона основу, по краям обметайте, и получится пальцевая игрушка. Такие игрушки тоже неплохо развивают мелкую моторику и воображение. Украсить можно тем, что есть под рукой, необязательно покупать готовые наборы для рукоделия. Если аксессуаров не хватает – попросите дочку разукрасить заготовки красками и карандашами. Обычно для возраста 4 – 6 лет достаточно несколько подобных уроков, чтобы появились навыки работы с ниткой и иголкой.
После закрепления навыков можно переходить к «сложной» технике. Детская швейная машинка позволит создать готовую вещь, правда не стоит использовать сложные выкройки. Машинки безопасны в использовании, но в любом случае не стоит оставлять детей один на один с такой работой. Вам лучше знать, с какого момента начинать подобные увлечения, дети склонны мелкие предметы совать куда угодно, так что безопасности уделите особое внимание.
Один из способов мотивации – покупка «взрослого» набора швеи, например, комплекта для вышивания. Сопроводите подарок похвалой, «ты теперь сможешь», и будьте уверены, попробовать в деле набор захочется немедленно. Почувствовали, что пора, переходите к вышиванию.
Занимаясь вышивкой, говорите с детьми на их языке
Не стоит сразу браться за типовые, магазинные рисунки, детям интереснее сделать что-то от начала до конца, поэтому попросите нарисовать домик. Добавьте деталей, отмечая цветом, какие нитки надо использовать. Много мелочей не требуется, начинайте с простых элементов.
На крупных линиях детям проще освоить процесс вышивания, да и ошибки будут не так заметны, поэтому сразу не отстирывайте рисунок, его можно дорабатывать время от времени. Из практики дошкольных учреждений, работа по своим эскизам вызывает у детей намного больше внимания и интереса, чем по непонятной схеме.
Главная задача родителей на этом этапе добиться доведения работы до конца. Незавершённые вышивки почти всегда вызывают у детей некоторое чувство вины «у меня не получилось», имейте в виду это обстоятельство.
От вышивки можно переходить к сложному рукоделию, например, работе с кружевами. Не стоит начинать с нуля, найдите кружева, которые надо поправить и сначала покажите, как это делается. Не уступайте на просьбы «дай теперь я попробую», убедитесь, что ребёнок понял принцип работы. Первые попытки делайте вместе. Закрепляя навык тонких стежков, можно привлечь детей к созданию поделок из кружевных салфеток.
Если увлечение становится постоянным, добавляйте интереса новыми навыками и упражнениями:
- Вязание крупным крючком, например, коврика или подставки под горячее. Круглые формы вяжутся легко и доставляют массу удовольствия автору;
- Спицы лучше осваивать после 6-7 лет, когда есть навык вязания петель. Разочарование надолго охладит желание освоить эту технику;
- Попробуйте освоить технику макраме. Владеют ей немногие, дети с энтузиазмом воспримут желание взрослого человека учиться вместе с ним новому делу.
И помните, критика должна быть очень мягкой, без порицания, иначе ничего хорошего не выйдет, ребёнок просто не воспримет ваши уроки.