Даже самый лучший отец в тот или иной момент произносит эту бесполезную и обидную фразу в адрес плачущего сына: «веди себя как мужчина!». И вместо реального сострадания говорит, как отрезал: «все в порядке!». Он и сам так слышал от своего отца, а его отец - от своего отца… Поколения мужчин произносят эти слова поколениям мальчиков, когда у тех ломается лего, попадает мяч в живот или происходит еще что-то, из-за чего не принято переживать.
«Старые представления о мужественности игнорируют основные человеческие потребности молодых людей», - говорит доктор Майкл Рейчерт, психолог и автор книги «Мальчики есть мальчики».
В книге на основе исследований он рассказывает о том, как идеализированные представления в отношении мальчиков о мужественном поведении заставляют их закрываться, что в свою очередь приводит к гневу, изоляции, деструктивному поведению в обществе. Рейчерт утверждает, что родителям важно демифологизировать общепринятый идеал мужественности и воспитывать мальчиков, не забывая про их эмоциональность и ранимость. Взрослые способны изменить этот культурный стереотип, если в нужный момент будут давать мальчикам свои лучшие советы. Какие же именно? Доктор Рейчерт приводит в пример 7 простых фраз и советует отцам почаще произносить их своим детям.
1|| «Я ошибался миллион раз!»
Мальчик должен знать с самого раннего возраста, что у папы случалось довольно много разных ошибок и неудач за всю его жизнь. Мальчики, которые воспитываются отцами из обычной плоти и крови, видят и понимают ограниченность человеческого тела, отсутствие у него суперспособностей. Мы теряем спокойствие, испытываем страх, проявляем любовь… и ошибаемся. Это нормально. Мужчины могут ошибаться. И это тоже часть мужественности - более реальная и приемлемая, чем недостижимый идеал никогда не оступающегося отца.
2|| «Ты не сможешь сделать счастливыми других людей, пока не научишься делать счастливым себя»
Мальчику полезно сначала стать немного эгоистом, а потом думать об интересах окружающих. «Если ты не знаешь, что значит любить себя, защищать себя, как ты сможешь сделать то же самое для кого-то еще?» Рейчерт объясняет, что сознательно жертвовать своими интересами иногда полезно, но если это единственная модель поведения, которой учат мальчика - поступать себе в ущерб под формулировками «ради класса, ради команды, ради брата, ради семьи», то вскоре он разучится делать выбор, а это перерастет в большие проблемы во взрослой жизни.
3|| «Это действительно твоя лучшая попытка?»
Эта фраза для тех моментов, когда вы видите, что сын по какой-то причине решает сдаться или отступить перед трудностями. Будь то математика, наука или спорт. Но важна не сама фраза, а то, кто и как ее произносит. «В ходе своих исследований я обнаружил, что за лучшей работой мальчика стоит личность родителя или учителя, который хорошо знает ребенка и поддерживает его старания на достаточно высоком уровне, - говорит Рейчерт. - Человек, который в ответ на слабо написанную контрольную или низкие спортивные результаты говорит: «Это действительно была твоя лучшая попытка? Вернись и повтори это еще раз». Человек, который знает пределы способностей ребенка и не соглашается принимать результаты слабее тех, что могут получиться, если ребенок приложит усилия. А он и приложит, в благодарность, что в него верят, и ради желания не обмануть надежд человека, чье мнение о нем ребенку действительно важно». Зачастую мальчики, у которых есть такой коуч, удивляют даже более высокими результатами, чем от них ждут.
4|| «Обращайся с людьми так же, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой»
Это хорошая мысль для любых ситуаций взаимодействия с людьми. Она хорошо работает и в обычном повседневном общении, и в командной работе. Это морской менталитет - не оставлять человека за бортом. Потому что вы вряд ли захотели бы пойти в бой за тех, кто, как вы знаете, с легкостью оставит вас раненного на поле боя.
5|| «Обижают только обиженные люди»
Это больше, чем просто красивая фраза. Это хороший урок для мальчиков, ему важно научиться в молодом возрасте. Обиженные люди причиняют вред другим людям - словами или действиями - потому, что сами раньше от кого-то пострадали. Рейчерт говорит, что так проявляются травматические реконструкции. Отцу важно научить своего сына пониманию, что когда один человек причиняет боль другому, то он словно снимает с себя часть нанесенной ему боли. Понимание этого помогает иначе взглянуть на конфликты, спокойнее и мудрее отнестись к ним, и решать уже из этого видения.
6|| «Это не всегда твоя вина»
Мальчики рождаются с фундаментальным представлением, что мир вокруг устроен просто и справедливо, и если что-то в этом мире нарушается, то только потому, что мальчик сделал что-то не так. «Я видел такую ситуацию на примере моего сына, - рассказывает Рейчерт. - Однажды, безо всякой на то причины, один мальчик подошел к нему и ударил его кулаком в живот. Потом, в кабинете школьной медсестры мой сын сказал ей: «Это я что-то сделал такое, что заставило того мальчика чокнуться». Мы действительно не имеем основ для понимания определенного поведения, - продолжает Рейчерт. - Некоторые вещи непонятны. Особенно в юном возрасте. Вот что сложно в травматических переживаниях. И когда мы на самом деле причин чего-то не понимаем, то первая реакция: ну, это, должно быть, моя вина».
Отец должен говорить своему сыну, что всякий раз, когда случается что-то плохое, это не всегда его вина. Есть миллионы других факторов, участвующих в каждом действии.
7|| «Я тебя люблю и понимаю»
«Мой отец никогда не говорил мне, что он меня любит. Самое простое оправдание этому - что люди его поколения не привыкли выражать чувства к другим, в частности, к сыновьям. Для меня это нормально, потому что я видел, как он много раз выражал свою любовь через поступки. Но сами слова «я люблю тебя» никогда не произносились им в мой адрес. В результате, я чувствую, что хочу говорить сыну «я люблю тебя» и тогда, когда того требует ситуация, и просто так. Мои постоянные «я люблю тебя», наверное, когда-нибудь потеряют свое влияние на моего сына, но эти слова больше, чем просто напоминание сыну о том, что он любим. Любовь должна быть чем-то большим, чем просто чувство. Она должна быть существенной. Она должна быть основана на том, что психологи называют возмещением. Это как послание: «Мой рептильный мозг чувствует твой рептильный мозг, мы настроены друг на друга. Я с тобой, я тебя понимаю, я осознаю и знаю». И когда в этой тонкой настройке на ребенка вы говорите ему «Я люблю тебя», он чувствует в этих словах гораздо больше: «Я действительно знаю, кто ты, и я принимаю тебя такой уникальной личностью, какой ты есть».
Автор: Крис Иллюминати
Перевод: Настя Морозова, по материалам Fatherly