51,8K подписчиков

"Изгоняющий дьявола" и "Французский связной" (Уильям Фридкин)

   Ровесник Френсиса Копполы Уильям Фридкин, пожалуй, единственный режиссер русского происхождения, добившийся в Америке суперуспеха, хотя путь к нему был достаточно долгим.

   Ровесник Френсиса Копполы Уильям Фридкин, пожалуй, единственный режиссер русского происхождения, добившийся в Америке суперуспеха, хотя путь к нему был достаточно долгим.-2

Ровесник Френсиса Копполы Уильям Фридкин, пожалуй, единственный режиссер русского происхождения, добившийся в Америке суперуспеха, хотя путь к нему был достаточно долгим. В 1955 году 16-летний Уильям впервые появился на телевидении. Мальчишку никто не воспринимал всерьез, но и выгонять не стали: студии были нужны курьеры. Парень оказался упрямым - и уже к концу 1950-х он стал постановщиком телепрограмм. Это были развлекательные шоу, спектакли, короткометражные фильмы.

В 1967 году он впервые снял «большое кино». Фильм назывался «Добрые времена», и главную роль там играла талантливая певица Шер («Маска» П.Богдановича, «Ведьмы из Иствика» Дж.Миллера). Однако первые 4 фильма не принесли Фридкину заметной популярности.

В топ хит-парадов вывел его «Французский связной», впечатляющий полицейский триллер о борьбе полиции с наркомафией с отличными актерскими работами Джина Хэкмена, Роя Шайдера и Фернадо Рея и лихо снятой сценой погони.

Картина имела многомиллионные сборы, но ее кассовый успех был перекрыт следующим хитом Фридкина – «Экзорсистом» («Изгоняющим дьявола»). Рожденный на волне успеха «Ребенка Розмари» Р.Поланского, этот фильм ужасов рассказывал о бесах, вселившихся в беззащитную девочку. «Экзорсист» вызвал массу подражаний и продолжений, которые, как правило, отличались еще большей натуралистичностью в показе тех мерзостей, которые вытворял Дьявол со своей жертвой... «Экзорсист» стал фильмом-шоком.

Следующей сенсацией стал фильм Фридкина «Разыскивающий». Синтез психологической драмы и полицейского триллера с участием Э.Пачино был неоднозначно воспринят прессой и публикой. Многих отталкивал сам материал - мир гомосексуалистов. Проблема "профессионального риска" главного героя, вынужденного ради поимки преступника выдавать себя за одного из «голубых», тоже не способствовала превращению «Разыскивающего» в фильм для семейного просмотра. После «Разыскивающего» в творчестве Уильяма Фридкина явно наметился спад.

Воспоминания об «Оскарах» (5 за «Французского связного», один за «Экзорсиста»), вероятно, тешили его самолюбие, но когда, пытаясь повторить былой успех, в полицейских триллерах «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» и «Отряд по борьбе с терроризмом» он без особого успеха погружал зрителей в мир напряженного действия, преследований, перестрелок и драк. Этим картинам явно не хватало дыхания, их герои были далеки от психологической убедительности персонажей Шайдера и Хэкмена, пропала и бытовая атмосфера «Связного», замешанная на съемках скрытой камерой, на «вживлении» героев в реальную стихию фривеев, злачных переулков, портовых складов, негритянских кварталов и т.д.

По-видимому, ощутив исчерпанность «полицейской темы», Уильям Фридкин на рубеже 1990-х вновь обратился к мистике в эффектном триллере «Хранитель». ...Счастливая супружеская пара после рождения ребенка нанимает симпатичную няню, которая оказывается посланницей Дьявола…

На сей раз к Фридкину, по-видимому, вернулось «второе дыхание»: фильм динамичен, изобретателен по части спецэффектов и монтажа, любопытен в изобразительном плане, напряжение и зрительское внимание удерживается «хичкоковским» саспенсом. Молодые актеры хорошо чувствуют жанр, чуть отстраненную, стилизованную манеру повествования. На фоне недавних «проколов» Фридкина все это выглядит совсем недурно...

Александр Федоров, 1991