Найти тему
Непопулярное мнение

Интровертами рождаются или становятся?

Два раза "ку", мои малиновые штаны. Вас занесло на огонёк к НМу, доценту кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. И сегодня НМ вам поведает не своё, а чужое непопулярное мнение. Есть у НМа один знакомый ПП, который работает Практикующим Психологом, и так уж случилось, что его практика заставила его сомневаться в утверждении, что экстраверсия и интроверсия являются неотъемлемыми чертами характера.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Вас занесло на огонёк к НМу, доценту кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. И сегодня НМ вам поведает не своё, а чужое непопулярное мнение. Есть у НМа один знакомый ПП, который работает Практикующим Психологом, и так уж случилось, что его практика заставила его сомневаться в утверждении, что экстраверсия и интроверсия являются неотъемлемыми чертами характера.

НМ уже касался вопросов экстраверсии и интроверсии, в частности явления, часто показываемого в популярной культуре. А именно, расхожего сюжета о том, как интроверт становится душой компании. Исходивший из собственного опыта и популярной теории о неотъемлемости интроверсии, как черты характера, НМ раскритиковал данный расхожий троп в пух и прах.

Но после беседы с ПП, НМ осознал, насколько наша память сама услужливо искажает факты в угоду нарисованной сознанием картине мира.

Дело в том, что убеждённый интроверт НМ на протяжении, примерно, четырёх лет своего тинейджерства был тем, кого сейчас в русскоязычной среде принято называть "буллер". А вы способны представить себе буллера-интроверта? Вот-вот. И поведение НМа в тот период было характерно именно что для экстраверта.

Случай НМа далеко не единственный. ПП постоянно встречает такие "переобувания" людей. Но случай НМа хорош тем, что прекрасно разрушает даже теорию НМа о лишённых социальных навыков экстравертах. Ведь, согласно этой теории, дорвавшийся до общества НМ должен был бы в обществе и остаться, а не самоустраниться из него. ПП рекомендует рассматривать экстраверсию и интроверсию, не как неотъемлемые черты личности, а как стратегии выживания, которые человек способен применять поочерёдно, причём даже без лага.
Случай НМа далеко не единственный. ПП постоянно встречает такие "переобувания" людей. Но случай НМа хорош тем, что прекрасно разрушает даже теорию НМа о лишённых социальных навыков экстравертах. Ведь, согласно этой теории, дорвавшийся до общества НМ должен был бы в обществе и остаться, а не самоустраниться из него. ПП рекомендует рассматривать экстраверсию и интроверсию, не как неотъемлемые черты личности, а как стратегии выживания, которые человек способен применять поочерёдно, причём даже без лага.

Считается, что экстраверт и интроверт испытывают свои потребности в общении по-разному. Экстраверт - нуждается в количестве общения, а интроверт - в его качестве. ПП считает, что это даже не половина правды, а одна треть правды, а то и меньше. Если предположить, что интроверсия и экстраверсия, это именно что стратегии, тогда нужда в общении у интроверта и экстраверта не могут различаться. Может отличаться метод удовлетворения потребности, но не нужда.

Но тогда сразу встаёт вопрос: если нужда в общении интроверта и экстраверта одинакова, почему интроверта от излишков общения чуть ли не выворачивает, а экстраверт продолжает общения искать даже когда, в теории, его нужда в общении удовлетворена?

Всё оказывается очень и очень просто. Начнём с интровертов.

Когда человек выбирает интровертную стратегию, он сам "ставит заслон". Он, как в изначальном определении интроверсии, попросту направляет "взгляд внутрь". Будь вы хоть десять раз по всем тестам экстраверт, если вас дёргают во время просмотра интересного фильма или на захватывающем моменте книги, вас это бесит. Интроверты пребывают в таком "закрытом" состоянии большую часть времени.

А что же касается экстравертов? Зачем им ещё больше общения, если они им уже, фигурально выражаясь, наелись? Всё очень просто. Согласно фараону Маслоу и выбитым на его пирамиде постулатам, после удовлетворения низких потребностей, к которым относятся общение и уважение, человек испытывает нужду в высоком. В том числе, и в познании. А давайте вспомним, какую фразу часто используют экстраверты для рекламы своего образа жизни?
А что же касается экстравертов? Зачем им ещё больше общения, если они им уже, фигурально выражаясь, наелись? Всё очень просто. Согласно фараону Маслоу и выбитым на его пирамиде постулатам, после удовлетворения низких потребностей, к которым относятся общение и уважение, человек испытывает нужду в высоком. В том числе, и в познании. А давайте вспомним, какую фразу часто используют экстраверты для рекламы своего образа жизни?
Я знакомлюсь с интересными людьми.

Именно так! Экстраверт таким образом удовлетворяет тягу к познанию. Там, где интроверт хватается за книги или статьи на Википедии, экстраверт, как и в стародавние времена, ищет другого человека, который знает больше, чем он сам. Чёрт возьми, да саму эту теорию НМ узнал не из статеек, а от другого человека!

Однако и это ещё не всё. Экстраверсия и интроверсия - весьма широкие стратегии. Помимо самого факта общения и получения знаний есть ещё один уровень применения. Начнём с наиболее понятного.

Стратегия избегания, являющаяся частью стратегии интровертности.

Это, пожалуй, одно из очевиднейших направлений мысли. Зачем интровертам закрываться в себе? В том случае, если их не устраивает окружающий мир. Изменить его сложно, а вот просто меньше сталкиваться с ним - вполне себе идея. Надо понимать, что стратегия избегания может применяться, как успешными людьми, для избегания людей, которым от этих успешных что-то нужно, так и неудачниками, которых этот внешний мир просто возит носом по полу.

Сама по себе стратегия избегания не является чем-то плохим. Как и любой стратегии ей есть время и место. Любая стратегия становится плохой, если применена неправильно. Правильное применение стратегии избегания - это уклонение от проблемы, которая потом не вернётся. Этому даже мастера боевых искусств учат: все эти "встреться с проблемой лицом к лицу" - это крайняя мера.
Сама по себе стратегия избегания не является чем-то плохим. Как и любой стратегии ей есть время и место. Любая стратегия становится плохой, если применена неправильно. Правильное применение стратегии избегания - это уклонение от проблемы, которая потом не вернётся. Этому даже мастера боевых искусств учат: все эти "встреться с проблемой лицом к лицу" - это крайняя мера.
Лучший бой - это бой, которого не было.

Чуть менее очевидна стратегия резервирования, являющаяся частью стратегии экстравертности.

Вы думаете только интровертами становятся от безнадёги? Как бы не так! Экстравертами тоже бывают не только успешные люди с неуёмным любопытством, но и неудачники. Просто там, где интроверты избегают проблем и экономят ресурсы, полагаясь на экстенсивный рост, экстраверт идёт на риск в надежде на интенсивный рост. Каждый человек, каждая связь - это ресурс. В прямом смысле слова, в психологии это так и принято называть. Ресурсом.

Каково вам, а? Вы думали вы друг, а вы - ресурс.

Шутка, конечно. Но, в каждой шутке есть доля правды.

На самом деле, люди часто переключаются с интровертного на экстравертное поведение и обратно. Другой вопрос, что всегда есть шанс, что одна из стратегий покажется человеку куда более выигрышной, чем другая. И тогда он будет развивать именно её, неосознанно углубляясь в эту самую стратегию.

И, да, очевидно, что эта теория открывает огромную такую банку червей. Сколько теорий и практик, построенных на классическом понимании интроверсии и экстраверсии, как неотъемлемой черты характера, становятся просто мусором. Однако, эта теория - всего лишь одна из миллиона. Ежедневно у любой господствующей теории появляется конкурирующая идея. Научные школы сталкиваются лбами. Одни теории отмирают, им на место приходят другие. Сегодня главной бедой становится авитаминоз, а завтра мы выясняем, что гипервитаминоз куда страшнее и тяжелей лечится. В любом случае, я просто хотел до вас донести интересное непопулярное мнение.

Оставайтесь с НМом, и вы сможете прочитать:
Шантаж со сливом интимных фото и видео. Профилактика и лечение.
Разговоры с неодушевлёнными предметами: это отклонение от нормы или разумная практика расширения своих мыслительных возможностей?
Если дыма без огня не бывает, то где огонь для дыма суеверий? Культурные истоки примет.