Французской диве Изабель Юппер уже 66 лет. За свою долгую карьеру она сыграла в более чем ста фильмах и собрала десятки профессиональных наград. Только "Оскар" ей не дался. Но это, наверное, потому, что она француженка и слишком много играет у режиссеров-европейцев. Будь Юппер поблагосклоннее к Голливуду, давно бы стояла в одном ряду с Мерил Стрип. Потому что так любимой кинокритиками смелости в выборе ролей у нее хоть отбавляй. Серьезно, я бы убавила...
После просмотра пары картин с Изабель Юппер я стала осторожнее относиться к ее фильмографии. Слишком велик риск наткнуться на полу-порнографию, а то и на полную. Так, шоком для меня стала картина...
Моя мать /Ma mère/ 2004
Во-первых, потому что меня немного смущаются инцестуальные мотивы в кино. А во-вторых, потому что меня сильно смущает сцена мастурбации сына над трупом своей свеже почившей матери. Даже если он ее очень сильно любил.
Режиссер фильма Кристоф Оноре (вы можете также знать его по фильму "Все песни только о любви") очень любит Луи Гарреля и дурно пахнущие темы адюльтера, множественных любовных союзов и беспорядочных половых связей. По французскому кино вообще можно сказать, что вышеобозначенные темы - общенациональные. Почему французы так любят подобные скабрезности в кино? Это все от их любвеобильности, которую они сами про себя выдумали?
Но вернемся к "Маме". На сайте Rotten Tomatoes вердикт фильму вынесли такой: «Пафосный, чрезмерно извращённый и скучный». В США фильм и вовсе был выпущен с рейтингом 18+ из-за «сильного и аберрантного сексуального содержания». И вот в этом фильме играет Изабель Юппер - национальная гордость французского кино. Почему - не представляю. Из-за той самой актерской смелости? Единственный фильм, где она была оправдана, на мой взгляд...
Пианистка /La Pianiste/ 2001
Не грешно по-моему сняться в экранизации книги Нобелевского лауреата. Пусть и такой скандальной. Интеллигентнейшая Юппер прекрасно справляется с ролью холодной и высокомерной профессорши Венской консерватории, у которой есть тайный список своих интимных желаний из области фетишизированного садомазохизма.
Роль Эрики Кохут в экранизации романа Эльфриды Елинек принято считать одной из лучших в послужном списке Изабель Юппер и самой оправданной в плане откровенности. Юппер создает Вселенную непроницаемого женского безумия в духе Фрейда. Изабель Юппер умудрилась создать ощущение глубокого, неизлечимого сумасшествия своей героини при полнейшем спокойствии и невозмутимости.
Фильм вышел в 2001 году, когда Юппер была на пике и успеха, и таланта, и своей красоты. Казалось бы: мир убедился в том, что у нее нет никаких предрассудков, и она может сыграть кого угодно. Но Юппер продолжает выбирать странные роли, которые походят уже не на актерский вызов, а на собственную одержимость.
Особые отношения /Sans queue ni tête/ 2010
Юппер 57 лет. Все уже всем доказано. Но она выбирает роль дорогостоящей проститутки Элис, которая специализируется на особых случаях: воплощает сексуальные фантазии, устраивает ролевые игры и удовлетворяет любой каприз клиента. Юппер щеголяет в платье-сетке и костюме японской школьницы. Ей за сорок, у нее диплом бакалавра искусств (образ уже почти ставший клише для актрисы). Она хочет все прекратить и начать новую жизнь, но из привычного круга выйти непросто.
Этот фильм кажется мне автобиографичным. Только речь в данном случае идет не о проституции физической, а об интеллектуальной. Проявив себя, как смелая и "беспринципная" актриса, Юппер, думаю, и сама была бы рада (хотя бы после 50 лет) перестать играть сексуально одержимую интеллигенцию. Но, увы, этот типаж современным кинематографом слишком востребован, а других столь очевидных вариантов при кастинге нет - чтобы и умна, и хороша собой, и талант, чтобы был, и желательно в возрасте и с девиацией (в идеале - сексуальной).
Изабель Юппер стала заложницей собственного амплуа. И очень жаль, потому что как актриса она восхитительна. Но ее участие в фильме для меня, увы, стало маркером того, что такой фильм неподготовленным лучше не смотреть.