Найти тему
Анастасия Лобская

Женское пьянство в искусстве

Во все времена женское пьянство встречало большее общественное осуждение, чем мужское. Несмотря на это, причин навернуть стопарик у леди было ничуть не меньше, чем у джентльменов.

Древнегреческая культура была изрядно, как бы мы сейчас сказали, мачистской, и своих жен и дочерей греки держали в ежовых рукавицах. Попивать винишко греки любили на специализированных мальчишниках – симпосиях, куда дамы допускались лишь в виде гетер и обслуживающего персонала. В Древнем Риме во времена ранней Республики женщинам вообще запрещалось употреблять вино (к счастью, запрет продержался недолго).

Тем не менее, даже в таких спартанских условиях некоторым удавалось дотянуться до чарочки:

Пьяная старуха. Римская копия с греческого оригинала, III в. до н.э.
Пьяная старуха. Римская копия с греческого оригинала, III в. до н.э.

Тихое пьянство наедине с собой было далеко не худшим вариантом. Намного больше греческие мужи переживали, если их жены, сестры или матери собирались ради возлияний числом больше трех. Тогда это грозило перейти в настоящую вакханалию – то есть празднество в честь бога виноделия Вакха (Диониса). В этом случае дамы становились неуправляемыми, и веселая попойка могла перерасти в настоящую трагедию.

Это, например, случилось с мифологическим царем Пенфеем. К тому моменту, как он заявился на вечеринку, где жгли его родная мать и сестры, все участницы событий были уже изрядно подшофе и прекращать не собирались. Увещеваниям Пенфея дамы не вняли, а когда он попытался настаивать, растерзали его. Миф сохранил кровавые подробности о том, как Пенфей пытался спастись на вершине ели, но разъяренные вакханки раскачали дерево и сбросили его на землю.

Вакханки разрывают царя Пенфея. Древнеримская фреска, Помпеи, дом Веттиев, ок. I в. н.э.
Вакханки разрывают царя Пенфея. Древнеримская фреска, Помпеи, дом Веттиев, ок. I в. н.э.

Однако историй о том, как употребление вина делало женщин сильнее, все-таки исчезающе мало. Намного чаще состояние опьянения ассоциируется со слабостью и потерей контроля над происходящим, а в таких условиях человек любого пола становится намного более уязвимым. Мне бы, конечно, очень хотелось верить, что подвыпившую даму с картины голландца Яна Стена грузят на повозку, чтобы отвезти домой, однако то, как похотливо поглаживает ее чулок парень в коричневой шляпе, оставляет мало шансов на благополучный исход.

Ян Стен. Насмешка вина, 1670
Ян Стен. Насмешка вина, 1670

По сравнению с историей, разворачивающейся на полотне Яна Стена, «Бокал вина» Вермеера кажется воплощением сдержанности и благопристойности. Тем не менее, тот факт, что молодой человек с картины не пьет сам, а лишь подливает в бокал даме, его хитрый взгляд и музыкальный инструмент на переднем плане (а отсылки к музыке частенько выступали аллегорией соблазна), скорее всего, означают, что доброе имя девушки, если она не сможет вовремя остановиться, скоро окажется в серьезной опасности.

Ян Вермеер. Бокал вина. 1660
Ян Вермеер. Бокал вина. 1660

Во второй половине XIX века в богемных кругах в моду входит «зеленая фея». Абсент, невероятно крепкий алкогольный напиток, содержащий к тому же галлюциноген туйон, очень быстро приводил к алкоголизации и психическим нарушениям.

Если бы у персонажей этой картины были мобильные телефоны, их игнор друг друга был бы идеальным:

Эдгар Дега. Абсент, 1875-1876
Эдгар Дега. Абсент, 1875-1876

Синяя женщина употребляет синьку. Яркий пример «голубого периода» в творчестве Пабло Пикассо:

Пабло Пикассо. «Любительница абсента», 1901
Пабло Пикассо. «Любительница абсента», 1901

Судя по двум стаканам, героиня этой картины Эдварда Мунка вечером пила не одна. Будем надеяться, что компанию ей составляла подружка. Потому что в ином случае похмелье может стать не самой серьезной проблемой наступившего утра.

Эдвард Мунк. Следующий день, 1895
Эдвард Мунк. Следующий день, 1895

Ну и завершить жизнеутверждающую подборку хотелось бы другой дамой, той, которая всегда умеет вовремя остановиться:

Пьеро дель Поллайоло. Аллегория умеренности, 1470
Пьеро дель Поллайоло. Аллегория умеренности, 1470