Жители юга Америки всегда отличались повышенной набожностью. Наверное, это тянется еще со времен рабства, когда для черных рабов религия была единственным спасением. Тогда и родилось выражение “Lose Religion”, означавшее крах, конец всему для человека, его произносившего. Со временем религиозный подтекст исчез, но смысл остался. Сегодня так говорят, когда дела идут из рук вон плохо. А если выражение используется по отношению к человеку, это означает утрату веры в него. Песня группы R.E.M. “Losing My Religion” как раз об этом.
Вокалист и фронтмен группы Майкл Стайп сказал однажды в интервью журналу Rolling Stone, что хотел написать классическую песню об одержимости. И воплотил это желание в “Losing My Religion”. Вместе с тем он называет ее “песней о неразделенной любви”. Любви, в которой все уже стало ясно и прозрачно, а поступки и слова человека – объекта этой самой одержимости – не несут в себе никакого скрытого смысла и в то же время не дают надежды на взаимность. Это хорошо видно в тексте: “Я думал, что слышу, как ты смеешься. Я думал, что слышу, как ты поешь. Я думал, что видел, как ты стараешься”. Но это был просто сон, все кончено.
История песни началась, когда гитарист Питер Бак купил мандолину. На кой ляд она ему была нужна, он и сам не знал. Увидел в магазине и купил. Решил освоить новый инструмент. По его словам, он никогда не считал мандолину инструментом кантри или блюграсса. Был уверен, что она создана для рока. И вот однажды он сидел дома, тренькал, перебирая струны, и вдруг услышал мотив. Как-то само получилось. Записал, дал послушать остальным – и всем понравилось! Позже, когда началась работа в студии, они пригласили еще одного гитариста (это был Питер Холсэппл), и его акустическая гитара прозвучала дуэтом с мандолиной просто волшебно. Питер Бак гордился тем, что записывал вживую без наложений и повторов.
“Losing My Religion” стала абсолютным хитом. Она заняла четвертую позицию в чарте Billboard Hot 100, получила три Грэмми, ее исполняли Тори Амос и Lacuna Coil, Trivium и Swandive. Песня звучит во многих фильмах и сериалах. Но еще большую популярность получил видеоклип, снятый режиссером Тарсемом Сингхом. В нем масса отсылок к различным конфессиям, хотя песня совершенно не имеет религиозного смысла. Видеоряд клипа – это аллюзия на роман Габриэля Гарсиа Маркеса (Майкл Стайп большой его поклонник) “Очень старый человек с огромными крыльями”. Помимо этого, режиссер вдохновлялся фильмом Андрея Тарковского “Жертвоприношение” и работами итальянского художника Караваджо.
И наконец, вопреки распространенному мнению, в песне нет ни намека на смерть Джона Леннона, а фраза "What if all these fantasies come flailing around" вовсе не отсылает к последнему альбому Леннона “Double Fantasy”.
Историю каких еще песен вы хотели бы узнать? Пишите в комментариях.
Больше статей о роке в нашем рок-блоге и свежие рок-новости в паблике VK.