Найти тему
ПроРок

История и смысл песни "Losing My Religion"

Обложка сингла "Losing My Religion"
Обложка сингла "Losing My Religion"

Жители юга Америки всегда отличались повышенной набожностью. Наверное, это тянется еще со времен рабства, когда для черных рабов религия была единственным спасением. Тогда и родилось выражение “Lose Religion”, означавшее крах, конец всему для человека, его произносившего. Со временем религиозный подтекст исчез, но смысл остался. Сегодня так говорят, когда дела идут из рук вон плохо. А если выражение используется по отношению к человеку, это означает утрату веры в него. Песня группы R.E.M. “Losing My Religion” как раз об этом.

Вокалист и фронтмен группы Майкл Стайп сказал однажды в интервью журналу Rolling Stone, что хотел написать классическую песню об одержимости. И воплотил это желание в “Losing My Religion”. Вместе с тем он называет ее “песней о неразделенной любви”. Любви, в которой все уже стало ясно и прозрачно, а поступки и слова человека – объекта этой самой одержимости – не несут в себе никакого скрытого смысла и в то же время не дают надежды на взаимность. Это хорошо видно в тексте: “Я думал, что слышу, как ты смеешься. Я думал, что слышу, как ты поешь. Я думал, что видел, как ты стараешься”. Но это был просто сон, все кончено.

История песни началась, когда гитарист Питер Бак купил мандолину. На кой ляд она ему была нужна, он и сам не знал. Увидел в магазине и купил. Решил освоить новый инструмент. По его словам, он никогда не считал мандолину инструментом кантри или блюграсса. Был уверен, что она создана для рока. И вот однажды он сидел дома, тренькал, перебирая струны, и вдруг услышал мотив. Как-то само получилось. Записал, дал послушать остальным – и всем понравилось! Позже, когда началась работа в студии, они пригласили еще одного гитариста (это был Питер Холсэппл), и его акустическая гитара прозвучала дуэтом с мандолиной просто волшебно. Питер Бак гордился тем, что записывал вживую без наложений и повторов.

“Losing My Religion” стала абсолютным хитом. Она заняла четвертую позицию в чарте Billboard Hot 100, получила три Грэмми, ее исполняли Тори Амос и Lacuna Coil, Trivium и Swandive. Песня звучит во многих фильмах и сериалах. Но еще большую популярность получил видеоклип, снятый режиссером Тарсемом Сингхом. В нем масса отсылок к различным конфессиям, хотя песня совершенно не имеет религиозного смысла. Видеоряд клипа – это аллюзия на роман Габриэля Гарсиа Маркеса (Майкл Стайп большой его поклонник) “Очень старый человек с огромными крыльями”. Помимо этого, режиссер вдохновлялся фильмом Андрея Тарковского “Жертвоприношение” и работами итальянского художника Караваджо.

И наконец, вопреки распространенному мнению, в песне нет ни намека на смерть Джона Леннона, а фраза "What if all these fantasies come flailing around" вовсе не отсылает к последнему альбому Леннона “Double Fantasy”.

Историю каких еще песен вы хотели бы узнать? Пишите в комментариях.

Больше статей о роке в нашем рок-блоге и свежие рок-новости в паблике VK.

-2