Вернемся на жаркий Иберийский полуостров и приобщимся к еще одному способу защиты своей персоны с поистине большим мечом
Сегодня мы разберем третье по счету правило Доминго Луиса Годиньо из его трактата Do Arte de Esgrima (1599 г.), то есть «Искусство Фехтования».
Кстати, прежде чем начать говорить о самом правиле, позволю себе напомнить, почему же древние именовали фехтование "искусством". Все дело в том, что образованные люди средневековья описывали реальность, опираясь на учение Аристотеля, который, в труде Метафизика, выделил 4 вида знания - Чувства, общие для всех людей и животных, Опыт, порождаемый чувствами, Искусство, которое позволяет на основании Опыта выделять причины и следствия, систематизировать их и применить к общественной пользе, и Науку, которая касается абсолютных вопросов и истин. Средневековое фехтование есть Искусство именно в этом понимании - это осмысление и систематизация опыта, которая позволяет выделять закономерности и обучать им, а не просто передавать опыт без систематизации и осмысления.
Зная это, мы можем гораздо глубже и осмысленнее подойти к вопросу того, что такое средневековые фехтовальные трактаты.
Теперь же, обратимся к искусству монтате. Напомню, что монтанте это иберийская разновидность двуручного меча, высотой приблизительно в 160 см и применявшаяся как на войне, так и в качестве оружия самообороны по той простой причине, что длина его клинка перекрывала длину большинства других мечей своего времени, а набор навыков, необходимый владельцу такого оружия, был во многом нацелен на противодействие нескольким оппонентам.
Итак, перед нами правило третье:
В окружении на относительно узкой улице, с обеих сторон, и о том, как использовать монтанте в этой ситуации
Если враги окружили тебя спереди и сзади на улице, на которой невозможно нанести ни прямого, ни обратного удара, возьми монтанте правой рукой ближе к перекрестью, а левой ближе к навершию, а спиной прижмись к одной из стен. Теперь нанеси прямой удар по тем, кто находится справа от тебя, шагая при этом правой ногой в ту же сторону. Этот прямой удар должен начинаться высоко и наноситься так, чтобы не задевать стен, поэтому наноси его сверху вниз. Если же ширина улицы позволяет наносить широкие удары на среднем уровне, то для этой ситуации более подойдет обычное правило для окружения.
Когда ты нанес прямой удар, сразу же продолжи его уколом ногтями вверх, направленным на тех, кто находится слева от тебя. Чтобы нанести его, тебе нужно будет продолжить шаг правой ногой, но сделать его в левую сторону от себя, и делая этот шаг и разворачиваясь, ты прижмешься спиной к противоположной стене. Шаг, удар, укол и разворот, все должны быть произведены быстро и легко, чтобы никто не мог подойти к тебе и навредить.
Теперь, нанеси обратный удар, также начинающийся над головой, по тем, кто находится слева от тебя, и нанеся его, продолжи движение, нанося укол ногтями вниз по тем, кто находится справа от тебя, в той же манере, что и раньше. Как только обратный удар опускается до уровня твоих плеч, шагни левой ногой также, как до того делал правой и снова прижмись спиной к противоположной стене. Шаг, удар, укол и разворот, все должны быть произведены быстро и легко, чтобы никто не мог подойти к тебе и навредить.
Заметь, что когда ты поворачиваешь все тело, делая шаг, сперва поверни взгляд в ту сторону, в которую ты направляешься, чтобы видеть, где находятся твои враги и нет ли препятствия на пути тебя и твоего меча. Всегда следи глазами за острием своего меча. Продолжай бой, совершая поочередно описанные мной удары и шаги.
На этом правило заканчивается, но начинаются вопросы, которые необходимо осветить, чтобы правило можно было начать практиковать.
В первую очередь, основное и самое сложное действие в нем - второй и четвертый шаги, которые должны разворачивать нас и позволять переходить от стены к стене. Этот шаг, при выполнении правой ногой, делается вокруг неподвижной левой. Вместе с ним разворачивается все тело. Разворот, очевидно, идет через "грудь", т.к. за спиной у вас находится стена и поворачиваться через нее будет неудобно)
Второе важное здесь действие, это перевод удара в укол. Оно выполняется в тот момент, когда острие вашего меча прошло центральную линию (ту, что соединяет центр вашего тела и центр мишени). В этот момент острие нужно перевести за левое плечо в первом случае и за правое во втором.
Как это сделать?
Первый способ это уронить острие вниз и пронести меч перед собой, разворачиваясь и шагая в направлении укола (как это выполняется в видео ниже).
Второй способ - перевести меч сверху. Но в таком случае меч придется останавливать и переворачивать, что довольно изнурительно и самое главное, затратно по времени. Хотя не отрицаю, что второй способ более очевиден и в начале практики - более прост.
Очень рекомендую, приучившись к этим движениям, попробовать выполнять их в узком коридоре, если таковой получится найти. Правило действительно прекрасно учит ощущать меч и пространство вокруг себя.
И ввиду того, что это достаточно сложное правило, стоит посмотреть на него в динамике (не забудьте включить замедление при просмотре). В данном случае в исполнении Тона Пуэя, который в свое время меня ему и научил.
Благодарю за внимание!