Я из поколения, родившегося в конце 70-х – начале 80-х. Каждый из нас собирал вкладыши от жвачек, и, пожалуй, самой известной серией были «Турбо» от турецкой компании «Кент». Этой статьей я начинаю цикл, который охватит все модели автомобилей, будоражащие в то время наши мальчишеские, и не только мальчишеские, сердца. Если вам небезразлична данная тема, ставьте лайки, подписывайтесь на канал – впереди много интересного.
Первой коллекцией «Турбо», массово появившейся на территории бывшего СССР, была вторая серия, охватывавшая номера с 51 до 120.
Итак, № 51 - Ferrari Testarossa.
В 1980-х Ferrari Testarossa покорила сердце каждого автолюбителя – не только у нас в стране, но и во всем мире. Впервые модель дебютировала на парижском автосалоне в 1984 году. Великолепный дизайн мгновенно Testarossa очаровал многочисленных посетителей. Никогда еще в автомобилях не использовалось таких впечатляющих и стильных боковых воздухозаборников как в фирменных решетках, напоминающих спецнож для нарезки сыра. Над решетками была поясная линия, плавно поднимающаяся вверх и расширяющаяся к корме. В конце эта линия безупречно сливалась с задней частью автомобиля, которая стала одной из самых широких хвостов в то время. Визуальное воздействие автомобиля было настолько велико, что каждый дизайнер задавался вопросом, как в Pininfarina смогли додуматься до этого.
Команда разработчиков Pininfarina состояла из Яна Кэмерона, Гвидо Камполи, Диего Оттины и Эмануэле Никосии. Группу возглавлял руководитель проекта Леонардо Фиораванти, маэстро, стоящий за многими красивыми Ferrari. Дизайн был практически полностью разработан Никосией, но можно с уверенностью сказать, что руководство Фиораванти было не менее важным вкладом в работу над автомобилем. Будучи непревзойденным специалистом в области аэродинамики, Фиораванти применил свои ноу-хау, ставшие основой разработки аэродинамического макета Testarossa. Это означает, что большие боковые воздухозаборники стали не просто символом стиля, но и несли функциональную нагрузку - они втягивали воздух для охлаждения боковых радиаторов. Далее через сложную систему воздух поднимался вверх и выходил из автомобиля через вентиляционные отверстия, расположенные на крышке двигателя и на корме. В результате Testarossa не нуждалась в заднем спойлере, в отличие от лидера спорткаров того времени и ближайшего конкурента - Lamborghini Countach, но при этом имел нулевую подъемную силу на заднюю ось. Коэффициент аэродинамического сопротивления на уровне 0,36 также был намного лучше, чем у Lamborghini (0,42).
Флагманом Ferrari в то время был суперкар 512BВ. С вводом в производство Testarossa, Ferrari ставили перед собой цель заменить флагманский автомобиль 512BB более округлым преемником. Он с самого начала должен был соответствовать федеральному законодательству США по выбросам и безопасности, поэтому Testarossa стал первым Ferrari «World Car» - настоящим всемирным автомобилем. Чтобы порадовать толстосумов – потенциальных покупателей, Testarossa предлагала более просторный салон и повышенный комфорт. Одновременно новая модель должна была быть быстрее, но легче в управлении. По существу, трубчатое шасси с космическим каркасом было разработкой для предшествующей модели с колесной базой, растянутой с 2500 до 2550 мм, с целью увеличить внутреннее пространство кабины. В отличие от 512BB, у Testarossa были радиаторы и топливный бак, расположенные посередине автомобиля. Благодаря этому у автомобиля был значительный передний багажный отсек. При ширине около 2 метров Testarossa была самым широким из выпускавшихся автомобилей и превосходила Lamborghini Countach. Большая часть кузова была сделана из алюминиевых панелей, а двери и крыша из оцинкованной стали. Пластиковые бамперы плавно сливались с корпусом. Автомобиль весил 1506 кг, что достаточно тяжело по современным стандартам.
Трансмиссия была разработкой от Berlinetta Boxer. Это был 5-литровый горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый двигатель, который в Ferrari называли «180-градусным V12» - что было совершенно правильно, так как шатун был разделен между двумя соседними цилиндрами, по принципу V-образного двигателя. Обширные модификации сократили вес на 20 килограммов и впервые использовали голову Quattrovalvole (4 клапана). Новые головки цилиндров были окрашены в красный цвет как в гоночной Ferrari образца 1958 года, что и дало название модели Testarossa («красная голова» по-итальянски). Также к техническим новинкам относились впрыск топлива Bosch K-Jetronic и зажигание Marelli Multiplex. При степени сжатия 9,2:1 двигатель вырабатывал 390 лошадиных сил при 6300 оборотах в минуту, что примерно на 50 лошадиных сил больше, чем в последних версиях 512BBi. Testarossa выдавала реальные 292 км/час, а разгон 0-60 км/ч обеспечивался за 5.2 секунды. Настолько быстро, что это почти соответствовало ограниченной серии 288GTO.
В то время Testarossa обычно сравнивали с Lamborghini Countach QV. Неоспоримым фактом является то, что Countach был единственным конкурентом на рынке. Оба автомобиля занимали один и тот же ценовой сегмент, оба предлагали мощный 12-цилиндровый двигатель, и оба предлагали схожие характеристики. Lamborghini был немного быстрее в ускорении, но его худшая аэродинамика нивелировала данное преимущество перед Ferrari при приближении к максимальной скорости. Люди описывали Ламбо как бескомпромиссного дикого зверя, в то время Тестароссу называли «суперкаром для джентльмена». Никогда еще эксплуатация итальянского суперкара не была такой простой. Салон был вместительным и легко подходил для высоких водителей. Также имелось полезное место для багажа позади сидений наряду с передним багажным отделением. Была достигнута очень хорошую видимость для машины со средним расположением двигателя. Доступ к кабине через большие, традиционно распашные двери и узкие пороги был легок. Несмотря на переключатели приборов от Fiat , салон можно было даже назвать роскошным, благодаря электрически регулируемым кожаным сиденьям, электростеклоподъемникам и кондиционеру. Управлять автомобилем также было относительно легко. Рулевое управление, хотя и не оснащенное усилителями, было не таким тяжелым, как у Lamborghini. Педали сцепления и тормоза были еще легче. Ferrari закруглила большинство острых граней, характерных для суперкаров того времени. Мощность автомобиля и легкость вождения больше не были взаимоисключающими факторами.
На дороге Testarossa вела себя впечатляюще благодаря своему двигателю и быстрому отклику на педали. На бумаге двигатель объемом 4943 куб. см был на 65 лошадиных сил слабее, чем 5,2-литровый V12 Lamborghini. Но на самом деле этот двигатель был гораздо лучше. Мощный и приемистый, он был заметно более плавным, чем двигатель Lamborghini, и выдавал более приятный для уха звук. Этот ритм Testarossa по-прежнему характерен для любого Ferrari V12.
Разгон на Testarossa до почти 300 км/ч удивительно равномерный благодаря превосходной аэродинамике. По стандарту суперкаров, подвеска была необычайно мягкой, что создавало комфорт во время езды, чего не было ни у кого из авто данного класса С другой стороны, кузов автомобиля характеризовался довольно сильными изгибами, что усугублялось компоновкой – как и у модели 512BB, двигатель был установлен над коробкой передач и главной передачей, таким образом, автомобиль имел центр тяжести выше, чем у иных суперкаров. Testarossa никогда не был автомобилем, на котором можно очень сильно газовать в поворотах, в отличие от ограниченной серии GTO или Porsche 959. При превышении предела крен кузова вызывал избыточную поворачиваемость, выбрасывая тяжелую корму из поворота, что создавало значительные сложности в управлении. Более того, на узких и извилистых европейских дорогах всегда ощущалась экстремальная ширина машины. Эти динамические недостатки были устранены преемником модели 512TR.
Однако красота, скорость и легкость управления помогли Testarossa обеспечить самый большой коммерческий успех за всю историю Ferrari. В течение 7 лет было продано около 7 177 экземпляров этой очень дорогой модели. Многие из автомобилей были реализованы в США. В дополнение к базовой модели, с учетом модификаций 512TR и F512M было произведено около 10 000 единиц семейства Testarossa, что стало рекордом всех времен для суперкаров, который до сих пор не преодолен.
Модификация 512TR
Ferrari Testarossa модификация 512 TR. Фото из интернета В ответ на появление нового Lamborghini Diablo, Ferrari в 1992 году обновили Testarossa до модификации 512TR. Новая номенклатура расшифровывалась как 5 литров, 12 цилиндров и название Testa Rossa, что фактически не указывало на какие-либо изменения.
Внешне 512TR отличался от своего предшественника более гладким бампером, который имел «улыбающуюся» решетку, плюс черный резиновый спойлер на подбородке и боковые юбки были заменены элементами цвета кузова. Тем не менее, с точки зрения механики, по сравнению с Testarossa, автомобиль был значительно улучшен. Прежде всего, был значительно модернизирован двигатель flat-12. Он получил новые головки и блок, увеличенную компрессию (10,0:1) и систему управления двигателем Bosch Motronic, чтобы добавило дополнительные 38 лошадиных сил. Затем двигатель и коробка передач были установлены с шасси ниже, что обеспечило более низкий центр тяжести. Шасси было усилено на 13 процентов в кручении. Подвеска получила меньший дорожный просвет, измененную настройку и газонаполненные амортизаторы. Автомобиль ехал на больших 18-дюймовых колесах и более широких шинах Pirelli P-Zero, что улучшило прохождение поворотов. Рулевая рейка немного оживилась. Также были модернизированы вентилируемые тормозные диски. Салон автомобиля был оборудован высококачественными материалами, а новые ковшеобразные сиденья обеспечили лучшую боковую поддержку.
Эта модификация стала очень успешной. Хотя 512TR была медленнее, чем Lamborghini Diablo, управление автомобилем было полностью преобразовано. Авто стало более острым, резвым и полностью управляемым. Задний снос исчез, его сменил стабильный и точный орган управления. Несмотря на огромную ширину, автомобиль стало возможным вести на узких проселочных дорогах, так как рулевое управление стало очень точным и коммуникативным. Еще большую привлекательность добавляла предельная мощность, которая была выше, чем у Testarossa, хотя одновременно модификация получилась более мягкой и намного более простой в укрощении. 512TR сохранил прекрасные ходовые качества и легкость в управлении присущее предыдущему поколению Testarossa. Автомобиль имел лучший двигатель в мире. Неудивительно, что журнал Autocar описывает его как лучший суперкар из производимызх, и даже Diablo ничего не мог с этим поделать.
512TR должен был превзойти успех Testarossa. К сожалению, модификация появилась во время экономического кризиса, когда рынок был переполнен сверхдорогими суперкарами. Тем не менее, 2280 единиц, проданных за 3 года, стали результатом, заслуживающим уважения.
Модификация F512M
В 1994 году Ferrari в последний раз обновила серию Testarossa. Новый автомобиль назывался F512M, где «М» расшифровывалось как Modificato (Модифицированный). Модификации сосредоточились на добавлении лошадиных сил и сокращении снаряженной массы. 12 цилиндровый двигатель, которому уже насчитывалось 20 лет, был сжат до предела с помощью кованых поршней, титановых шатунов, переделанных камер сгорания и степень сжатия 10,4:1. Это увеличило его мощность до 440 лошадиных сил при 6750 об/мин, что на 12 л.с. больше, чем у предыдущей модификации.
Также автомобиль стал легче. Излишний вес был устранен благодаря использованию более легких колес и замене выдвижных фар фиксированными. К сожалению, форма новых фар, противотуманок и воздухозаборников бампера не соответствовала острому и стремительному дизайну и попросту разрушила красоту оригинального автомобиля. Сзади модификация имела круглые фонари, пришедшие на смену прямоугольным, измененный бампер и вентиляционные отверстия. Так что, по большому счету, модификация F512M запомнилась многим только за ее уродство.
В настройках шасси Ferrari стремилась сделать автомобиль более резким и хардкорным. К сожалению, повторились ошибки 348 модели, что привело к тому, что автомобиль стал более нервным в управлении. F512M стал хуже слушаться, чем 512TR, хотя и был немного быстрее. Таким образом, это стала наименее любимая версия семейства Testarossa. К 1996 году была продана только 501 единица. После этого Ferrari прекратили производство флагманской линии со средним расположением двигателя, а также двигателем Boxer. На смену пришел grand tourer с передним расположением двигателя V12 550 Maranello. Так закончилась великая эра Testarossa.
Спасибо за то, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья - ставьте лайк, если интересна тема - с радостью жду в числе подписчиков.