Найти в Дзене
www.kakprosto.ru

Как умер Юрий Гагарин

Оглавление

Юрия Гагарина знает и помнит весь мир. Судьба легендарного космонавта оказалась на редкость трагической. Он погиб в авиакатастрофе, когда совершал учебный полет. После этого события в Стране Советов объявили общенациональный траур, хотя Гагарин и не был главой государства. Останки героя были кремированы и захоронены в Кремлевской стене.

Учебный полет

Успешно защитив в академии имени Жуковского дипломную работу, Гагарин после долгого перерыва приступил к тренировочным вылетам на учебной крылатой машине со сдвоенным управлением. За пару недель марта в 1968 г. он совершил почти два десятка полетов. Общая их продолжительность составила семь часов. Чтобы приступить к вполне самостоятельному выполнению программы, Гагарину требовалось осуществить еще два вылета в паре с Владимиром Серёгиным, Героем Советского Союза.

27 марта 1968 г. оба пилота на МиГ-15УТИ взлетели с аэродрома в Подмосковье. Был одиннадцатый час утра. Условия видимости казались неплохими. Высота нижнего уровня облаков составила чуть менее километра. По расчетам специалистов, выполнение задания в районе предполагаемого пилотирования не могло занять у летчиков более двадцати минут. Однако пилоты справились с задачей даже раньше, после чего Юрий Алексеевич сообщил по радиосвязи о завершении задания и попросил «добро» на возвращение к месту взлета. В этот момент связь с учебным бортом прервалась и больше не возобновлялась. Стало ясно – в небе что-то стряслось.

-2

Поиски пропавшего экипажа

Когда на земле стало понятно, что у экипажа должно закончиться топливо, начались усиленные поиски самолета в зоне выполнения задания. Операция длилась несколько часов. Около 15:00 поисковый вертолет обнаружил элементы самолета в 65-ти километрах от места взлета. Это был район д. Новоселово, что во Владимирской области.

Вскоре на месте трагедии уже работала государственная комиссия. Поисковики обнаружили останки тел обоих пилотов, которые опознали сослуживцы, а также родственники. На месте катастрофы обнаружены были также вещи летчиков, в том числе бумажник, в котором находились водительские документы и фото конструктора Королёва. На ветке дерева обнаружили фрагмент летной куртки Юрия Алексеевича.

-3

Причины трагедии

Государственной комиссии предстояло решить три важных задачи. Необходимо было детально изучить уровень подготовки погибшего экипажа, проверить, как были организованы и обеспечены в тот день полеты. Этим занималась летная подкомиссия. Инженерная часть комиссии проводила исследование остатков материальной части рухнувшего летательного аппарата. Третья группа, медицинская, должна была оценить состояние пилотов до вылета и во время полета.

Отчет комиссии тщательно засекретили. Детали проведенной проверки стали известными лишь позже из материалов статей и из доверительных бесед с некоторыми из членов комиссии. Официально причины трагического события остались не вполне ясными.

Исследование часовых механизмов показало, что трагическое событие имело место в 10 часов 31 минуту, то есть примерно через минуту после окончания радиообмена с наземными службами.

Комиссия сделала такой вывод: при изменении воздушной обстановки летный экипаж вынужден был совершить нестандартный маневр, после чего самолет сорвался вниз и вошел в неуправляемый штопор. Летчики предприняли попытку перевести самолет в горизонтальную плоскость. Однако машина столкнулась с поверхностью земли, в результате чего экипаж погиб.

Признаков отказа техники или ее неисправностей в ходе проверки не было выявлено. Был проведен также химический анализ крови погибших. Он не выявил наличия посторонних веществ.

Отдельную работу проводила особая комиссия КГБ. В ее задачи входило выяснение того, не была ли описанная трагедия результатом террористического акта или чьего-то злого умысла. Предположения не подтвердились. Однако чекисты выявили множество нарушений в действиях персонала, который обслуживал учебный полет.

-4

Выводы ответственной комиссии были обнародованы к полувековому юбилею первого космического полета. Самой вероятной причиной случившегося назван нестандартный и очень резкий маневр, который имел место в ходе уклонения самолета от помехи. Этой помехой мог стать, к примеру, след от иного самолета, появившийся на пути экипажа. Результатом стал перевод машины за пределы критического режима, что и привело к обрушению летательного аппарата на землю.

К настоящему времени выдвинуты альтернативные версии происшествия, включая очень экзотические и невероятные, в том числе и такие, которые имеют политическую подоплеку. Подробности гибели космонавта Гагарина продолжают волновать многих людей.