Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Их предназначение поезда особого значения - тепловозы ДМ62 специальная модификация "Машки"

Шли 80-е годы ХХ века - самый разгар "холодной войны" между двумя супердержавами: СССР и США. Советский Союз на очередном этапе гонки вооружений создал мобильный железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), вооруженный межконтинентальной баллистической ракетой ТР-23УТТХ "Молодец" (по классификации НАТО - SS-24 SCALPEL). Всего в итоге было построено 12 таких поездов, из которых затем были сформированы три ракетные дивизии, дислоцировавшиеся под: Костромой (ст. Дровинки Северной ж.д.); в Пермской обл. (ст. Юг Свердловской ж.д.); и под Красноярском (ст. Кача Красноярской ж.д.) По 4 поезда БЖРК на каждую дивизию. В состав БЖРК входили: три пусковых модуля, командный пункт полка, а также различные вагоны обеспечения. Внешне все они (в том числе 125-тонная цистерна с запасом дизельного топлива) были замаскированы под рефрижераторы и пассажирские вагоны. В составе комплекса находились тепловозы ДМ62 в количестве от 2 до 5 единиц, часто распределенные равномерно по всей длине поезда. Но опытн
Оглавление

В разгар "холодной войны"

Шли 80-е годы ХХ века - самый разгар "холодной войны" между двумя супердержавами: СССР и США. Советский Союз на очередном этапе гонки вооружений создал мобильный железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), вооруженный межконтинентальной баллистической ракетой ТР-23УТТХ "Молодец" (по классификации НАТО - SS-24 SCALPEL). Всего в итоге было построено 12 таких поездов, из которых затем были сформированы три ракетные дивизии, дислоцировавшиеся под:

Костромой (ст. Дровинки Северной ж.д.);
в Пермской обл. (ст. Юг Свердловской ж.д.);
и под Красноярском (ст. Кача Красноярской ж.д.)

По 4 поезда БЖРК на каждую дивизию.

Тепловоз ДМ62-1786 январьской морозной ночью у подменного пункта локомотивных бригад в Осташкове, 2016г. Фото: Денис Доронин
Тепловоз ДМ62-1786 январьской морозной ночью у подменного пункта локомотивных бригад в Осташкове, 2016г. Фото: Денис Доронин

В состав БЖРК входили: три пусковых модуля, командный пункт полка, а также различные вагоны обеспечения. Внешне все они (в том числе 125-тонная цистерна с запасом дизельного топлива) были замаскированы под рефрижераторы и пассажирские вагоны. В составе комплекса находились тепловозы ДМ62 в количестве от 2 до 5 единиц, часто распределенные равномерно по всей длине поезда. Но опытный глаз железнодорожника мог запросто отличить вагоны с пусковыми установками, замаскированные под рефрижераторные вагоны и имевшие 8 осей, а не 4 как у обычного рефрижератора.

Восьмиосный вагон с пусковой установкой и устройством для отвода контактной сети в составе БЖРК, замаскированный под вагон-рефрижератор. Фото: Алексей Алексеев
Восьмиосный вагон с пусковой установкой и устройством для отвода контактной сети в составе БЖРК, замаскированный под вагон-рефрижератор. Фото: Алексей Алексеев

На службе Отечеству

"Офицеры движения". Машинистами на БЖРК могли служить только военные в звании не ниже офицера или прапорщика, имевшие права управления установленного МПС образца. Фото из открытых источников в сети
"Офицеры движения". Машинистами на БЖРК могли служить только военные в звании не ниже офицера или прапорщика, имевшие права управления установленного МПС образца. Фото из открытых источников в сети

В 1982 году специально для работы в составе комплекса БЖРК на Ворошиловоградском заводе (ныне Луганском) был создан односекционный тепловоз с кузовом вагонного типа на базе М62. Локомотив был выполнен в габарите европейских железных дорог 02-Т.

"Машка" - обычный тепловоз серии М62 с круглыми буферными фонарями, нерегулируемым метельником и челлюстными тележками, станция Селижарово ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
"Машка" - обычный тепловоз серии М62 с круглыми буферными фонарями, нерегулируемым метельником и челлюстными тележками, станция Селижарово ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев

В качестве силовой установки на тепловозе был установлен 12-цилиндровый, двухтактный дизель 14Д40 производства Коломенского тепловозостроительного завода, способный развивать при максимальных 750 об/мин 2000 л.с. или 1470 кВт. Он получил заводской индекс ДМ62, однако первоначально на заводе-изготовителе на номерной табличке буква Д не ставилась.

Тепловозы ДМ62 с номерной табличкой без буквы Д в индексе серии на одной из баз дислокации. Фото из открытых источников в сети
Тепловозы ДМ62 с номерной табличкой без буквы Д в индексе серии на одной из баз дислокации. Фото из открытых источников в сети

Номерной ряд локомотивов продолжил нумерацию М62 начиная с №1724. Всего за период с 1982-1994гг. было построено 154 тепловоза серии ДМ62.

-6

Ещё о табличках

До 1750 номера индексная табличка с серией и бортовым номером имела красный фон, а на последующих тепловозах они уже шли на чёрном фоне. Под ней располагалась панель связи секционирования и управления (ПССУ). Впоследствии, после передачи тепловозов этой серии на гражданскую службу, эти панели демонтировались на ремонтных заводах.

Номерная табличка с индексом серии и бортовым номером на панели ПССУ на тепловозе ДМ62. Фото: Алексей Алексеев
Номерная табличка с индексом серии и бортовым номером на панели ПССУ на тепловозе ДМ62. Фото: Алексей Алексеев

Она представляла из себя несколько разъемов с розетками для соединения жоксов (кабелей управления тягой тепловозов) при распределении их равномерно по всему составу или же в голове друг за другом, а также кабели служебной телефонной связи.

Торцевая плата панели ПССУ тепловоза ДМ62
Торцевая плата панели ПССУ тепловоза ДМ62

Внешне тепловозы серии ДМ62 от обычных М62 можно было различить по вот этим панелям ПССУ, прямоугольным блочным буферным фонарям, регулируемому путеочистителю и бесчеллюстным тележкам. Позднее все эти решения были внедрены на тепловозах серии 2М62У.

Двухсекционный грузовой тепловоз 2М62У. Фото из открытых источников в сети
Двухсекционный грузовой тепловоз 2М62У. Фото из открытых источников в сети

Но главное, ДМ62 значительно отличались от М62 исполнением электрической схемы, внедрением автоматического запуска дизеля, а также, в связи со специфическим назначением тепловоза, установкой ряда специального оборудования:

1. уже упомянутая торцевая плата панели ПССУ;

2. Фильтровентиляционная установка (ФВУ) в отсеке рабочего стола в кабине локомотивной бригады для подключения противогазов к клапанной коробке;

Демонтированная фильтровентиляционная установка (ФВУ)
Демонтированная фильтровентиляционная установка (ФВУ)

3. электрический котел обогрева и циркуляционный водяной насос с электродвигателем для обеспечения непрерывного прогрева тепловоза в холодное время года;

4. для закрытия окон в дизельном помещении и тамбурах предусматривались светомаскировочные щиты.

БЖРК был создан в СССР в начале 1980-х гг. Первый полк с ракетой ж.д. базирования встал на опытно-боевое дежурство 20 ноября 1987г. под Костромой. При несении боевого дежурства БЖРК следовали по сети железных дорог общего пользования МПС СССР в соответствии с четко разработанным для каждого полка маршрутом и графиком движения, перемещаясь за сутки до 1500 км.

Выход из базы на маршрут боевого дежурства БЖРК под тепловозами ДМ62. Фото из открытых источников в сети
Выход из базы на маршрут боевого дежурства БЖРК под тепловозами ДМ62. Фото из открытых источников в сети

Позднее договор между СССР и США (СНВ-1), подписанный в Москве 31 июля 1991 года, максимально ограничил мобильность советских БЖРК. С этого времени они несли боевое дежурство, не покидая мест базирования, без выхода на сеть МПС.

"Запертые" на базе в пункте постоянной дислокации (ППД) ракетные комплексы БЖРК. Фото из открытых источников в сети
"Запертые" на базе в пункте постоянной дислокации (ППД) ракетные комплексы БЖРК. Фото из открытых источников в сети

Последний в России БЖРК был снят с боевого дежурства 15 августа 2005г.

ДМ62 - от вывозной и маневровой работы до скорых пассажирских поездов международного сообщения

В 1980-е годы тепловозы ДМ62, отработав в воинских частях около 3 лет, передавались из ведения Министерства Обороны СССР в "народное хозяйство", пополняя парк локомотивов МПС. После распада СССР и постепенного свёртывания программы железнодорожного базирования подобная практика продолжилась, хотя и более медленными темпами. В связи с этим к концу 2006г. тепловозов серии ДМ62 в воинских частях не осталось.

Тепловоз ДМ62-1785 на станции Соблаго ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз ДМ62-1785 на станции Соблаго ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев

После передачи тепловозов ДМ62 на гражданку при прохождении заводского ремонта с них, как правило, снималось все спецоборудование (котел обогрева, срезалась панель ПССУ, демонтировалась ФВУ и светомаскировочные жалюзи), а двухтактный дизель 14Д40 при модернизации заменялся новым четырехтактным типа Д49 такой же мощности в 2000 л.с. А на табличке с индексом серии и бортовым номером замелькала уже та самая буква Д, которую изначально на эти тепловозы не наносил завод-изготовитель.

Тепловоз ДМ62 у подменного пункта лок. бригад в Осташкова ОКТ ж.д., запуск дизеля типа Д49 установленного после модернизации взамен 14Д40. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз ДМ62 у подменного пункта лок. бригад в Осташкова ОКТ ж.д., запуск дизеля типа Д49 установленного после модернизации взамен 14Д40. Фото: Алексей Алексеев

Поскольку на момент передачи эти локомотивы были относительно новыми, а значит, надежными тепловозами, они чаще всего использовались в пассажирском движении, как в пригородном так и дальнего следования.

Тепловоз ДМ62-1759 с пригородным поездом №6694 Осташков-Великие Луки на 147 км линии Бологое-Великие Луки. Фото: Денис Доронин
Тепловоз ДМ62-1759 с пригородным поездом №6694 Осташков-Великие Луки на 147 км линии Бологое-Великие Луки. Фото: Денис Доронин
Тепловоз ДМ62-1828 с пассажирским поездом дальнего следования. Фото: Антон Петров
Тепловоз ДМ62-1828 с пассажирским поездом дальнего следования. Фото: Антон Петров
Тепловоз ДМ62-1739 с международным поездом №36 Sibelius. Выборг, 28 февраля 2002. Фото из альбома "Тепловозы М62" С.В. Критский и Ю.Л. Ильин
Тепловоз ДМ62-1739 с международным поездом №36 Sibelius. Выборг, 28 февраля 2002. Фото из альбома "Тепловозы М62" С.В. Критский и Ю.Л. Ильин

Роль тепловозов ДМ62 как при СССР так и в новой России оказалась очень существенной. Они оказались востребованы, особенно на линиях с относительно легким верхним строением пути, для самых различных родов службы практически во всех видах движения - в поездной работе с грузовыми, пассажирскими и пригородными поездами, на вывозной работе, со сборными поездами, с различной путевой техникой, при выполнении маневровой работы.

Стоит отметить, что ДМ62 - наверное, это единственные в мире тепловозы, которые за свою жизнь успели поработать и с ракетными поездами БЖРК, и со скорыми международными поездами!

ДМ62 с хозяйственным поездом на станции Соблаго. Фото: Денис Доронин
ДМ62 с хозяйственным поездом на станции Соблаго. Фото: Денис Доронин
ДМ62-1785 выполняет маневровую работу на станции Селижарово ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
ДМ62-1785 выполняет маневровую работу на станции Селижарово ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз ДМ62-1779 следует с грузовым поездом. Фото: Антон Петров
Тепловоз ДМ62-1779 следует с грузовым поездом. Фото: Антон Петров

В настоящее время универсальных локомотивов подобного класса в странах бывшего СССР не выпускается. Это делает целесообразным модернизацию существующих тепловозов серии ДМ62. Судя по всему, эксплуатация этой серии продолжится еще в течение многих лет.

Музейные будни

Увидеть сегодня последний из оставшихся БЖРК с тепловозом ДМ62-№1731 мы можем в новом "Музее железных дорог России" в С.Петербурге, который находится на Балтийском вокзале.

БЖРК в "Музее железных дорог России", С.Петербург. Фото: Алексей Алексеев
БЖРК в "Музее железных дорог России", С.Петербург. Фото: Алексей Алексеев

Однако попасть внутрь тепловоза, для того чтобы оказаться на месте машиниста и почувствовать, какого это, вести поезд особого значения, к сожалению не получится, экспонат закрытый. И тем не менее, вам гарантированно хватит и этого доступного зрелища, чтобы испытать настоящую гордость за свою страну и отечественную военную мысль наших ученых, конструкторов и инженеров.

БЖРК в "Музее железных дорог России", С.Петербург. Фото: Алексей Алексеев
БЖРК в "Музее железных дорог России", С.Петербург. Фото: Алексей Алексеев

Публикация подготовлена на основе Альбома "Тепловозы М62" , авторы С.В. Критский и Ю.Л. Ильин

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК