- Безобразие! В музее выставляют дохлых кошек! – статная седовласая дама в старомодном шерстяном костюме рвала и метала. – Это, по-вашему, нормально? Нормально показывать людям такое? А если придут дети? Вы что, совсем ополоумели?
Я сидела за консультантским столиком прямо перед ней и хотела провалиться сквозь землю. А всё дело было в выставке, которую представил в Эрмитаже бельгийский художник Ян Фабр. И именно на ней полотна старых мастеров соседствовали с чучелами кошек и собак. Автор подвесил их на крюках в зале, увешанном гирляндами из серпантина, и назвал эти инсталляции «Карнавал мёртвых дворняг» и «Протест мёртвых бездомных котов».
Дежурство в тот день было жарким.
Вечером, уставшая и сонная, я села за компьютер немного развеяться. Принялась было бездумно «сёрфить» по Интернету, но внимание моё привлёк заголовок: «Фабр ответил защитникам животных!»
Бельгиец рассказал, что для своих инсталляций он долго собирал погибших зверей вдоль дорог и на свалках. А выставленными в Эрмитаже произведениями он хотел заострить внимание на проблеме домашних животных, ведь люди могут запросто взять и избавиться от ставшего почему-то ненужным питомца.
Я выключила компьютер и легла спать.
Но и засыпая я не могла отключиться от мыслей: вот интересно, почему в Зоологическом музее чучела никого не возмущают? Потому, что там они ожидаемы? А в Эрмитаж приходят за понятной, классической красотой?
Как вы считаете, должно ли искусство быть красивым?