Найти в Дзене
Валерий Поляков

Может ли человек не думать?

Оглавление

Мой друг мне как-то сказал:

Ты не можешь не думать, потому что, когда ты не думаешь, ты думаешь о том, что ты не думаешь

Эта формулировка мне сразу не понравилась. Звучит как парадокс, или ошибка в рассуждении, основанная на допущениях, а допущения таятся в терминологии, из-за свободы трактовать значения слов в языке.

К тому же, я могу отследить состояния, в которых я не думаю в рамках моего понимания слова думать. И я решил разобраться.

Определение

Для начала давайте разберем, что значит думать? В научной сфере этого термина нет. Обратимся к словарю:

1) осуществлять мыслительную деятельность
2) мысленно сосредотачиваться на чем либо; обрабатывать информацию в уме, размышлять
3) иметь мнение, полагать
4) (разговорное) предполагать, замышлять, намереваться.

Давайте разберемся...
1) Осуществлять мыслительную деятельность.

Для понимания этого определения надо разобраться в том, что же такое деятельность:

а) специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в предмет и продукт деятельности.
Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность ...
б)специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д.
Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исч...
в) Работа, систематическое применение своих сил в какой-н. области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность.
г) Специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Д. - это процесс, включающий цель, средства и результат. Типы и формы Д. различаются по субъекту, объекту, функциям и целям (индивидуальная, обществ., производственная, идеологическая, полит., научная, культ.-воспитательная, воспроизводящая и творческая). см. АКТИВНОСТЬ.

Обобщая определения, мы видим, что деятельность подразумевают активное взаимодействие человека. Активное. Соответственно, человек не может совершать деятельность автоматически, он делает это намеренно. То есть, если человек пилит доску в комнате, в которой кто-то разговаривает, при этом он не вслушивается в разговор тех людей, то разговор тех людей и его прослушивание не является деятельностью этого человека, его деятельность есть совершение действий по распиливаю доски. Деятельностью прослушивание разговора для этого человека станет тогда, когда он начнет вслушиваться и вникать в разговор.

Соответственно, осуществление мыслительной деятельности есть намеренная обработка информации, когда человек может отследить, что он ее обрабатывает. Например, я думаю: "Я хочу есть". Это мыслительная деятельность. Но, когда в мой мозг поступил сигнал от желудка о том, что он пуст, это не осуществление мыслительной деятельности.

Приведем простую техническуюаналогию: осуществление мыслительной деятельности есть процесс обработки информации. Фиксация сигналов из желудка есть процесс записи датчиком информации на информационный носитель/в информационное хранилище (может осуществляться без участия центрального процессора). Обработка информации есть применение какой либо формулы/модификация информации. То есть ее анализ, который к фиксации не имеет отношения.

2) мысленно сосредотачиваться на чем либо; обрабатывать информацию в уме, размышлять.

Здесь тоже идет речь об обработке информации.

3-4) думаю, можно оставить без комментариев.

Так вот. Если я сижу и думаю мысль (тереблю эти слова своим умом): "Я не думаю" - тогда я думаю и это ошибка думающего, то есть меня. Но если я сижу и не осуществляю мыслительной деятельности, не обрабатываю информацию умом, не полагаю и не намереваюсь, а просто фиксирую информацию с датчиков своего тела, причем, ненамеренно, то есть они сами вносят информацию в хранилище информации, тогда я не думаю по определению, в этот момент ум не занят. Но опять же, ум это абстрактное субъективное понятие, мозг в это время работает, потому что он является центральным хабом нервной системы.

Таким образом фраза ошибочна, так как допущена ошибка в рассуждении:
«Ты не можешь не думать, потому что, когда ты не думаешь, ты думаешь о том, что ты не думаешь».

Если я думаю, что я не думаю, я не могу не думать, потому что тут сказано, что я думаю. Если я думаю, что я не думаю - мне пора задуматься, не совершил ли я ошибки в рассуждении. Но это не значит, что я не могу не думать. Я могу не думать и моя нервная система может фиксировать это состояние в моем хранилище информации. И потом, анализируя эти данные, я смогу сказать, что в тот промежуток времени, когда эти данные были собраны, я не думал. Но в тот момент, когда я буду делать этот вывод, я буду думать. Таким образом, я могу не думать, но я не буду в тот момент крутить мысль "я не думаю" или делать какие то выводы, я это сделаю позже.

С точки зрения науки

По поводу ученых, измерений и тд. Как я уже сказал процесс, описываемый словом "думать", подразумевает процесс обработки информации, а не передачи импульсов по нервной системе. Если мы будем трактовать слово "думать" как процесс передачи сигналов по нервам (передача тока по проводам), тогда человек не может не думать, потому что сигналы по нервам перестанут ходить, когда человек умрет. (Компьютер выключится, когда ток перестанет ходить по проводам). Но это подмена терминологии. Как мы выяснили, слово "думать", означает обработку информации, а не передачу сигналов в нервной системе.

Объясню на технике:
Любой современный компьютер представляет собой реализацию архитектуры фон Неймана.

Архитектура фон Неймана
Архитектура фон Неймана

И так, если мы обесточим систему, то она перестанет работать. Но если ток включен, то сигналы идут по проводам, но информация может поступать в блок памяти в обход центрального процессора. Поэтому, если мы будем датчиками считывать работу компьютера, то мы будем видеть активную его работу, даже когда центральный процессор не задействован, более того, сигналы по проводам могут передаваться даже активнее, особенно, если в систему подключено много датчиков (устройств ввода/вывода).

Центральный процессор это устройство управления(УУ) и арифметически-логическое устройство(АЛУ).

И так мозг - это не центральный процессор, это скорее системный блок. Ничего не мешает запоминающему устройству находиться в одном корпусе с УУ и АЛУ. Что обычно и происходит в современных компьютерах. Более того, ноутбук, например, включает в себя еще и устройства ввода/вывода.

Я понимаю, что мозг это куда более сложная структура, чем эта схема, но по сути состоит из похожих частей.

Дополнение

Часто люди, которые говорят фразу, которую я приводил в начале статьи:

Ты не можешь не думать, потому что, когда ты не думаешь, ты думаешь о том, что ты не думаешь

Пытаются доказать ее исследованием Курпатова, говоря, что замеры показывают, что бОльшую активность мозг проявляет, когда человек не думает.

Но, они не учитывают то, что Курпатов в своей речи дает другое определение слову "думать". Он говорит, что мы думаем, когда мозг проявляет наибольшую активность, что, как показывают исследования, является противоположным состоянием, тому состоянию, в котором мы думаем по определению из словаря.

Поэтому, если мы хотим донести до человека информацию, которой с нами делится Курпатов в своей речи (а именно открытие Маркуса Рейчела, или открытие Гордона Шульмана). Надо не забыть упомянуть то новое определение слова "думать", которое является по сути противоположным определению из словаря, а значит, скорее всего, будет противоположным представлению человека, с которым мы говорим.

И согласно этому новому определению человек действительно не может не думать, что и показывают исследования.

Выводы

По определению из словаря я могу не думать. Но если я думаю, что я думаю, то я на самом деле думаю.

По определению из речи Курпатова мы думаем, когда идет процесс обработки информации. И проявляется он в наибольшей степени, когда по определению из словаря мы не думаем. И по этому определению мы не можем не думать.