Я думаю, что не вызывает сомнения, что учебник истории почти всегда пропаганда за счёт расстановки акцентов и упоминании определённых фактов. Правда, но под определённым углом... И это - если не нормально, то, как минимум, привычно. Но удручает, когда обнаруживаешь идеологические штампы советских времён в школьном учебнике "по ФГОС".
Четыре учебных года назад мы с супругой были удивлены, прочитав отрывок из учебника нашего сына:
Обратим ваше внимание на следующее утверждение:
"Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны."
Всеобщая история Древнего мира. 5 класс. Годер Г.И., Вигасин А.А. и др. М.: Просвещение, 2014 - 20 страница
Идея о том, что древние люди пытались объяснить мир и потому выдумывали божков, душу и другие религиозные и мистические понятия - это типичное утверждение для наших учебников. Однако архаичный человек не страдал манией рационализации. Стремление объяснить мир характерно для современного человека, а не для древнего. Наши предки в каком-то смысле действительно общались с богами и духами, потому что грань между сном и явью у них была весьма условна. Древние люди очень серьезно относились к содержанию своих снов и общались с умершими в своих снах.
Об этом хорошо пишут психологи XX века:
"...Можно выделить три основных подхода. Первый был свойствен первобытным людям. Сновидения рассматривались ими как часть внешней реальности, и не делалось ясного различения бессознательных фантазий и реальности...
Леви-Брюль (1959) упоминает целую серию сообщений такого рода, которые кажутся невероятными для нас. Большей частью, они из Новой Гвинеи, Борнео и из Лингуас, где считается обычным, что человека наказывают за неверность, совершаемую в сновидениях, или обязывают возместить товары, украденные в сновидениях другого человека. Сачтелон утверждает :
«В моей деревне появился человек. Он приехал из местности, расположенной в 150 милях отсюда. Он потребовал, чтобы я рассчитался с ним за тыквы, которые я недавно украл в его саду. Изумившись, я сказал ему, что даже близко не походил к его саду и что, следовательно, я не мог обворовать его сад. Сначала я подумал, что это была шутка, но вскоре убедился, что этот человек был вполне серьезен. Чтобы индеец обвинил меня в воровстве, это было что-то новое, чего раньше никогда не происходило. На мой упрек он откровенно признался, что я не брал его тыквы. Когда он сказал это, я стал понимать еще меньше, чем до этого. Я бы рассердился, если бы не увидел, что он был полностью убежден. Сейчас, напротив, этот случай весьма заинтересовал меня. В конце концов, я докопался до истины: он видел сновидение, в котором я был в его саду ночью, а он, спрятавшись под большие листья растений, видел, как я сорвал три большие тыквы и скрылся с ними. Он хотел, чтобы я заплатил за них. Я сказал ему: « Но ты только что признал, что я не брал их». Он снова согласился, но вдруг добавил: «Если бы ты был там, ты бы взял их.» Таким образом, он дал понять, что считает действием моей души (которая, как он подозревал, была в его саду) действие, которое я только желал совершить. Он полагал, что я действительно сделал бы это, если бы был там в «плоти и крови»."
Дикманн Ханс "Методы в Аналитической психологии".
Обратимся к двум предыдущим страницам школьного учебника
В них содержатся тоже странные утверждения, чего стоит только "..боялись, что в лесах станет меньше зверей... исчезнет рыба" при той то плотности населения и утверждениях учебника, что охотились аж на мамонтов, носорогов и медведей (даже пещерных)!
Но вот что пишет об утверждениях учебника российский психиатр А.Г.Данилин:
Гипотеза советских учебников об охотничьих ритуалах не выдерживает никакой критики просто потому, что, как давным-давно доказано, в человеческих отбросах того времени археологи находят кости других животных — не тех, что изображены на стенах пещер. Как раз изображенных животных никто не ел, следовательно, на них не охотились. Кроме того, примерно пятьдесят процентов рисунков — это изображения так называемых «териантропов»: наполовину людей, наполовину животных. Кроме того, попадается довольно много изображений, на которых несколько животных или териантропов нарисованы поверх друг друга, слиты в единое целое.
...
Первую, вполне убедительную для научного сообщества гипотезу сформулировали Дэвид Льюис-Вильяме и Томас Доусон:
На скалах изображены видения шаманов и ритуалы перехода в другую реальность, из которой шаманы получали свои знания. Палеонтологи доказали, что рисунки на стенах пещер легко объяснимы, если для их анализа использовать существовавшие с древнейших времен стадии вхождения в измененное состояние сознания.
Как ни странно, у гипотезы нашлось и веское этнографическое подтверждение. Дело в том, что шедевры первобытного искусства схожи независимо от места расположения пещер. Часть рисунков в африканских пещерах, несомненно, оставили далекие предки бушменского племени «сан», долгие тысячелетия жившего на этом континенте. Племя «сан» окончательно исчезло лишь во второй трети XX века из-за самой настоящей охоты на бушменов, которую вело белое население ЮАР. В восьмидесятых годах XIX века немецкий филолог Вильгельм Блик и его родственница Люси Ллойд, осознавая угрозу исчезновения, нависшую над этой древней культурой, сделали все возможное, чтобы сохранить для нас ее содержание — ее древние мифы. Они забирали из тюрем и разрешали жить в своем доме старейшинам племени «сан», которые были осуждены за кражу скота, хлеба и другие «страшные» преступления против белых. На протяжении нескольких лет эти люди рассказывали им о своей древней культуре. Полученные материалы занимают около ста тетрадей общим объемом более двенадцати тысяч страниц. Этот архив сейчас находится в библиотеке Кейптаунского университета.
Интерес к тетрадям вернулся только через сто лет, когда стало очевидным, что старейшины «сан», жившие в XIX веке, прекрасно разбирались в загадочной живописи своих предков. Старейшины объяснили Блику, что наскальные рисунки были созданы представителями племени
...
Благодаря записям стало понятно, что наскальное искусство, создаваемое шаманами бушменов с незапамятных времен, было символическим отражением взаимодействия между миром людей и миром духов.
На скалах изображен эрос познания: знания, которые приходили к человеку из другого мира. Благодаря этим знаниям кочевники могли контролировать погоду, миграцию животных, умели находить больного или раненого члена племени, находящегося за сотни километров, учились исцелять духовные и физические болезни.
...
Только перевоплотившись, шаманы могли совершить путешествие в иную реальность, воспринимаемую как мир духов. Затем, выйдя из транса, они рассказывали племени о том, что узнали во время своего странствия, и рисовали на стенах пещер странные фигуры, увиденные по другую сторону реальности.
Пещеры были чем-то вроде границы между реальностью и нереальностью. Стена пещеры являлась точкой концентрации, как центральная точка ваджры или пурбы — точка, где сходятся «две воронки». А геометрические фигуры: квадраты, лестницы и линии, — были рисунками фосфенов — элементарных галлюцинаций, из которых потом складывались видения.
Данилин А.Г., Ключи к смыслу жизни
Вот оно как...
Мне кажется, что если учить истории в школе, то она должна выступать как гуманитарная дисциплина. А что получается в действительности?Отбрасываются мистические и духовные переживания людей, даже эмоции. А в результате - не сам ли Человек в сухом плоском рационализаторстве?! Трактовать тот же духовный опыт можно и с материалистических позиций, а лучше - оставляя место для личных рассуждений и собственных воззрений.
Вспомнились мне актуальные и сегодня, спустя 29 лет, слова немодного уже, но крупного писателя России, Солженицына А.И.:
Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно.
А.И.Солженицын, Как нам обустроить Россию, 1990. (выделение моё)
Интересны и ваши комментарии, дорогие читатели - те, немногие, прочитавшие до конца сей "неформат для Яндекс.Дзена".