Когда-то очень давно, в начале 90-х, когда сдали в металлолом Железный Занавес, попалась мне книга «Плоть и кость Дзен». Притчи дзен-буддизма. Но это были не обычные притчи с которыми мы все более-менее знакомы, были это истории и логичные, и нелогичные, и привычные, и абсурдные, и вообще выходящие за все рамки, и все под одной обложкой!
Это теперь я понимаю и знаю, что дзен является антифилософским и антирассудочным учением. Логика, согласно учению, не способна помочь людям увидеть реальность в целом. Дзен отличается прямотой, простотой, практичностью и непосредственностью, неразрывно связанной с обычной жизнью.
Слово дзен переводится как созерцание или глубокое сосредоточение. Сутью учения является невыразимое, которое невозможно объяснить теоретически или изучить как священную доктрину. Дзен являет собой не набор догм, но путь (дао) очищения и освобождения сознания. Кстати, все буддийские учения так или иначе говорят или об одном, или об обоих главных аспектах буддизма: о помощи себе самому и помощи другим, о мудрости и сострадании.
Притчи эти были на первый взгляд интересны, показывали путь выхода из логических тупиков, которые были мне немного понятны или ощутимы и тогда или просто витали в воздухе. Внесли какое-то облегчение, размотали или начали разматывать клубки рациональных внутренних противоречий, заставили не зацикливаться на проблемах, помогли с осознанием духовного и прочувствованием рационального.
Помогли мне как-то в целом и очень повлияли на образ мышления, организовали и дезорганизовали его одновременно) Например, то, что Христос и Бог и Человек не вводит меня в ступор. Это непонятно, но как-то и прочувствованно понятно!
Позже я прочитал и забыл это, поскольку интересно, но фундаментально мне не захотелось в это углубляться, учение без Бога, нирвана не годилась для фундамента! Вскоре жизнь заставила взять в руки Библию и пойти по этому пути! И видимо новообразованная подвижность внутреннего мира сглаживала, ну или не тормозила такое привычное и вместе с тем непривычное христианское моё постижение и развитие!!
Лет 25 я иду по христианскому пути, недавно попались мне дзенские опять книги, твёрдо и осознанно стоя на этом пути, взглянул я по-дружески или может свысока немного на дзен и стал искать что-то общее с христианством. Много, конечно, общего, есть и очевидные различия, но есть какой-то внутри меня и магнит, пытающийся разобраться с этими противоречиями, притянуть их друг к другу и сгладить. Потому что принимать буддистов за дураков не очень получается)
Итак, подыскал несколько интересных, к слову, притч. Выбрал эти, поскольку они короткие и простые, с другими ознакомиться и найти, труда в сети не составит!
Когда Бандзан шел по рынку, он услышал разговор между покупателем и мясником.
"Дай мне самый лучший кусок мяса,"- сказал покупатель.
"Всё, что есть у меня в лавке — лучшее, — ответил мясник. — Ты не сможешь найти кусок мяса, который не был бы самым лучшим."
При этих словах Бандзан обрел просветление.
Дзенские студенты учатся у мастеров Дзен по меньшей мере лет 10, прежде чем им будет позволено учить других.
Тенно, который закончив свое ученичество, стал учителем, пришел навестить Нан-ина. День выдался дождливый, и Тенно надел деревянные башмаки и взял зонтик.
После приветствия Нан-ин заметил:
"Думаю, что ты оставил башмаки в прихожей. Хотел бы я знать, справа или слева от башмаков стоит твой зонт?"
Смущенный Тенно не смог дать достойного ответа. Он понял, что не может реализовать в себе Дзен каждую минуту. Он стал учеником Нан-ина и учился еще 6 лет, чтобы усовершенствовать свой ежеминутный Дзен.
Солдат по имени Нобусиге пришел к Хакуину и спросил: "Правда ли, что есть рай и ад?"
"Кто ты?" — спросил Хакуин.
"Я — самурай,"- ответил воин.
"Ты — солдат! — воскликнул Хакуин. — Что за начальник держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего."
Нобусиге так рассвирепел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин продолжал:
"У тебя есть меч! Но, наверное, он слишком туп, чтобы снести мне голову."
Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил:
"Тут открываются двери в ад."
При этих словах самурай, почувствовавший себя уже учеником мастера, вложил меч в ножны и поклонился.
"Здесь открываются врата рая,"- сказал Хакуин.
Созана, китайского мастера Дзен, студент спросил:
"Что всего ценнее в мире?" Мастер ответил: "Голова мертвой кошки."
"Почему?" — снова спросил студент. Созан ответил: Потому что никто не сможет оценить её.
Два дзенских учителя, Дайгу и Гуду, были приглашены к господину. Когда они пришли, Гуду сказал господину: "Вы по натуре мудры и имеете врожденные способности к Дзен."
"Чепуха, — сказал Дайгу. — Чего ты льстишь этому болвану?! Может, он и господин, но в Дзен ничего не понимает."
Господин построил храм Дайгу, а не Гуду, и стал изучать Дзен под его руководством.
Тосуи был дзенским мастером. Он отказался от формализма храмов и ушел жить вместе с нищими под мостом. Когда он стал стариком, его друг помог зарабатывать ему на жизнь, не нищенствуя. Он показал Тосуи, как собирать рис и делать из него уксус, и Тосуи занимался этим до самой смерти.
Когда Тосуи делал уксус, один из нищих дал ему портрет Будды. Тосуи повесил его на стенку лачуги и сделал на ней надпись.
Надпись гласила:
“Господин Будда, эта маленькая комната очень узка. Я могу позволить Вам остаться здесь на время. Но не думайте, что я прошу Вас помочь мне оказаться в Вашем раю.”
Дзенский наставник Тэнкэй говорил: "Смотрите своими собственными глазами, слушайте своими собственными ушами. Ничто в мире не сокрыто; чего же вы хотите услышать от меня?”
Однажды дзенского наставника Дайре пригласили на обед в дом богатого землевладельца. На обеде присутствовало много других буддийских монахов. Кто-то из домашних решил разыграть их. Всем им подали рыбу, которую монахам есть запрещено.
Все гости-монахи отвергли поданное блюдо, и только Дзенский наставник Дайре съел его, словно и не подозревал, что ему поднесли.
Кто-то из монахов тихонько дернул Дайре за рукав: "Это же рыба!"
Дайре посмотрел в глаза монаху и сказал: "А откуда вы знаете, как выглядит приготовленная рыба?”
Эти истории теперь и воспринимаются по-другому, когда-то некоторые очень напрягали, а теперь нет, кое-какие вполне и христианские, одна вон явно входит в противоречие с христианством, а может и нет, что-то вносит новые нотки!
Кстати, китайские школы дзен, например, опираются на следующие пять ключевых принципов:
- Высшая Истина невыразима
- Духовное совершенствование невозможно
- В конечном счёте ничего не достигается
- В буддийском учении нет ничего особенного
- Дао заключено везде, даже в «ремесле водоноса или лесоруба».