Найти тему
Берлога дзенозавра

Почему здоровая критика лучше комплиментов?

Комплиментам, даже вполне заслуженным, я в большинстве случаев предпочту адекватную критику. И на это есть свои причины.

На прошлой неделе меня пригласили на одно небольшое мероприятие, где предложили послушать других и вкратце познакомить присутствующих с одной довольно объёмной темой. Выступил, как планировал, но при этом остался недоволен некоторыми моментами своего выступления. По завершении встречи услышал только положительные отзывы и комплименты. Казалось бы, всё замечательно. Живи и радуйся! В подобных случаях можно просто насладиться успехом и двигаться дальше. Но вот в чём дело…

Представленная тема была для меня сравнительно новой и мне было важно получить реальные отзывы, вопросы и замечания, а не голые комплименты. Конечно, комплименты — это приятно, они поддерживают самооценку и дают прибавку энергии. Но из них сложно извлечь уроки и понять, что и где я могу улучшить. Комплименты усыпляют, а я не собираюсь «спать»!

Если вы не хотите, чтобы ваш конкурент, коллега, соперник или партнёр развивался, говорите ему только комплименты. Это заставит его поверить в то, что он уже достаточно хорош, поможет усыпить его бдительность и уменьшит его желание становиться лучше, развиваться.

Однако я надеюсь, что вы не настолько мелочны и в большинстве случаев не желаете окружающим плохого. Тогда не жадничайте, делитесь своими мыслями, высказывайте критические замечания. Но только если вас об этом попросили!

На следующий день после выступления я позвонил своему знакомому, присутствовавшему на встрече, и попросил на время забыть про комплименты. Предложил ему просто поделиться тем, что не понравилось в моём выступлении и что можно было бы улучшить. И вот оно, наконец-то! Я сполна получил довольно конкретную и адекватную критику. Теперь я могу учесть недоработки и сделать соответствующие поправки на будущее. И радости от этого впоследствии получил ничуть не меньше, чем от комплиментов.

Только избегайте «причинять добро» и лезть с критикой вне рабочих отношений, когда человеку это не нужно и он вас об этом не просит. Может, он хочет услышать только комплименты и совсем не готов к критике?

Адекватную критику лучше давать в рамках «обратной связи», но об этом — в одной из следующих статей.