Как вы считаете, письмо от руки потерянное искусство? В век технологий, есть ли причины продолжать учить детей как писать?
С появлением новых технологий карандаш и бумага устарели. Однако, поскольку многие исследования показывают, что письмо от руки имеет значительные преимущества и влияет на когнитивное развитие. Вы должны спросить себя, что произойдет, когда вы перестанете писать рукой?
Письмо от руки важно для детского развития
Тот факт, что люди пишут меньше, кажется естественным следствием притока технологий. Однако, это произошло не одинаково со всеми. Люди, которые начали использовать компьютеры в старшей школе, все еще учились писать от руки и пожинали плоды этого опыта. Однако в наши дни дети практически рождаются со смартфоном в руках. Невероятные технологии, которыми мы располагаем сегодня, безусловно, имеют свои преимущества. Однако взросление с использованием этих технологий и пренебрежение рукописью может негативно сказаться на развитии мозга детей.
Почерк — это сложная задача, требующая различных навыков – развитая моторика (умение чувствовать ручку и бумагу), навык перемещать пишущий инструмент и направлять движение мыслью.
Исследование №1 Письмо и Чтение
Би-би-си взяла интервью у Карин Джеймс, невролога и профессора Университета Индианы в Блумингтоне, о почерке. Обеспокоенный нынешней ситуацией, профессор Джеймс решила провести исследование с детьми, которые еще не научились читать.Дети уже различали буквы алфавита, но не умели объединять их в слова. Чтобы проверить последствия отсутствия письма рукой, она разделила участников на две группы.
Первая группа детей училась писать буквы алфавита от руки.
Вторая группа детей училась печатать буквы на клавиатуре компьютера.
Для исследования процесса обучения, Джеймс использовала МРТ, чтобы проследить активность работы мозга и оценить изменения, которые произошли в мозге на протяжении всего процесса обучения.
Связь между обучением письму и обучением чтению
Исследования профессора Джеймса дали ценные результаты. Мозг не реагирует одинаково. Первая группа показала активность идентичную людям, уже умеющим читать и писать. Во второй группе такая активность просто отсутствовала.
Из полученных данных Профессор Джеймс установила связь между обучение письму и обучением чтению.
Она заключила : «Чем сильнее мы стимулируем те участки мозга, которые связаны с осязательными ощущениями, тем быстрее и эффективнее мы учимся читать,писать и запоминать информацию. Не умение писать может серьёзно замедлить обучение чтению. Это также негативно влияет на всё, что связано с ним (понимание прочитанного, внимание, запоминание и.т.п)»
Исследование №2 письмо от руки помогает развивать не только моторику, но и мышление.
Утверждает профессор Вирджиния Бернингер (Virginia Berninger) из Вашингтонского университета, которая обнаружила при помощи функциональной магниторезонансной томографии, что письмо от руки сильнее активизирует те районы коры головного мозга, которые отвечают за память и усвоение новой информации. Оказалось, что работы, написанные ручкой, отличались более богатой фантазией и лексическим разнообразием. Как полагает профессор Бернингер, так происходит потому, что в процессе письма мозг работает активнее.
Исследование № 3 рукописное письмо и развитие памяти
Кроме того рукописное письмо отлично развивает память. Оно помогает запомнить содержание лекций. Это показал эксперимент, который провели на американских студентах. Задача участников была прослушать лекцию и записать ее содержание так, как им удобнее. Затем записи проанализировали и проверили, что осталось у студентов в памяти.
Оказалось, что конспекты, сделанные при помощи компьютера, были более подробными.Но, студенты, которые писали ручкой, смогли легче восстановить основную мысль лекции и следующие из нее выводы. Им пришлось осмыслять информацию и анализировать во время её получения. Студенты с ноутбуками несмотря на свои подробные записи запомнили меньше. Конечно студенты с компьютерами записали больше. Однако такое бездумное копирование не развивает память, а, скорее, приводит к боли в запястьях и огромному наличию воды в конспектах.
Клавиатура или ручка?
Можно ли использовать новые технологии, не жертвуя письмом от руки?
Является ли использование стилуса хорошей заменой ручки и бумаги?
Всё еще существуют различия между «старомодным» и современным. Вы не оказываете такое же давление на планшет, как на лист бумаги. В результате, если вы не привыкли писать на настоящей бумаге, ваша рука устанет быстрее. При потере практики, почерк станет неуклюжим да и моторика ухудшится. А как же визуализация и структуризация информации? Вспомните случаи, когда вы параллельно с письмом чертите схемы и графики, делаете короткие заметки, умело, схематично и лаконично структурируя информацию на одном листке.
Осознаёте пользу?
Печатая на компьютере наш мозг не может получить такую замечательную тренировку.
И всё же, что насчет Вас?
Вы все еще способны писать от руки ?
Для вас это ещё имеет смысл?