Когда у нас спрашивают, какие техногенные катастрофы в истории человечества были самыми крупными, мы всегда вспоминаем о Чернобыле. Однако в 2010 году случилось нечто сравнимое с аварией на украинской АЭС. По крайней мере, экологические последствия были не менее губительными. Речь о разливе гигантских объемов нефти из скважины, пробуренной компанией British Petroleum (ВР) в Мексиканском заливе. Вот как это было.
Аварийная ситуация возникла на одной из скважин 20 апреля 2010 года. Плавучая добывающая платформа находилась далеко от берега. Возможно, поэтому серьезности катастрофы и не придали должного внимания. В конце концов разливы нефти случаются не так уж и редко. Гибнут морские организмы, но черную липкую массу с поверхности воды удается собрать, и все вскоре забывают о случившемся.
На этот раз все было иначе. По мнению экспертов, причиной крупнейшего в истории разлива нефти в открытом море стал некачественный цемент, который использовали нефтяники для уплотнения скважины. Ранее уже случались подобные аварии. Но здесь масштаб был гораздо большим.
Несмотря на то, что вскоре после обнаружения проблем все силы были брошены на прекращение выброса нефти в морскую воду, ее в Мировой океан попало, по разным оценкам, на 8–31% больше, чем в результате другой самой крупной катастрофы на Ixtoc I. По оценкам правительства США, из скважины вытекло около 780 000 кубометров углеводородного сырья.
Несколько попыток закрыть скважину закончились неудачей. Даже через два года после начала событий продолжались выбросы нефти. Специальная техника не успевала собирать ее с поверхности водной глади. Загрязнения дошли до пляжей, устьев рек, попали в прибрежные болота, чего специалисты никак не могли предвидеть.
Через несколько месяцев после начала разлива экологи отмечали, что морской флоре и фауне нанесен непоправимый ущерб. Компании, занимавшиеся в этом регионе рыболовецким и туристическим бизнесом, заявляли, что не могут работать в таких условиях. В 2013 году, например, с пляжей Луизианы пришлось вывезти 2 200 тонн нефтяной грязи. Всего в этом штате пострадало 89 километров береговой линии.
В апреле 2013 года появился отчет защитников природы, в котором указывалось, что вместе с другими обитателями моря в Мексиканском заливе массово гибнут дельфины. В частности, смертность детенышей этого вида увеличилась в 6 раз.
В 2014 году были опубликованы результаты исследований влияния катастрофы на популяцию тунца. Ученые утверждали, что под воздействием нефти у рыб развились негативные мутации сердца и других жизненно важных органов. Однако плачевная судьба тунца – это только один из многочисленных примеров, о которых в то время говорили чуть ли не на каждом шагу.
Еще в 2011 году специально созданная в Белом доме комиссия обвинила компанию ВР и ее партнеров в халатном отношении к мерам безопасности, которые они должны были соблюдать во время добычи нефти. Специалисты пришли к выводу, что первопричиной проблем стало желание сократить расходы. В результате крупнейшая в мире нефтедобывающая компания привыкла мириться с системными недостатками, а это может привести к аналогичным катастрофам в любой другой точке мира.
В США завели уголовное дело, а ВР в ноябре 2012 года признала свою вину по 11 пунктам обвинения, в том числе в нанесении непоправимого вреда флоре и фауне, а также во лжи во время слушаний в Конгрессе США.
Также ВР согласилась с мониторингом со стороны правительства США сроком на 4 года и штрафами на общую сумму 4 млрд 525 млн долларов США. Агентство по охране окружающей среды добилось временного запрета для правительства США заключать контракты с этой компанией.
Но этим дело не закончилось. Судебные процессы о наказании ВР за безрассудное поведение и взыскании денежных средств для компенсации тех или иных убытков продолжались. До февраля 2013 года ВР уже должна была выплатить 42,2 млрд долларов. Затем в сентябре 2014 года окружной американский судья постановил, что катастрофа глобального масштаба случилась из-за грубой небрежности руководства ВР и добавил компании штрафных санкций.
В июле 2015 года она согласилась выплатить еще 18,7 млрд долларов. Вот к чему приводят попытки крупных компаний экономить на безопасности, говорят сегодня эксперты, указывая на «Бритиш Петролеум».
Все сюжеты и темы для публикаций я ищу, перевожу и оформляю, потому что это мне интересно. Хочу верить, что это интересно и вам. Здорово, когда есть единомышленники! Буду благодарен за лайки, комментарии и подписку на канал!