Найти тему
Читающий котофей

"Наука ненависти". Как Шолохов учил ненавидеть фашистов

Оглавление

Михаил Шолохов, как и другие писатели, в военное время выступал со своими очерками на страницах газет, хотя журналистская деятельность его тяготила. Он привык не спеша обдумывать каждое слово на бумаге, в то время как подготовка материалов в номер требовала быстрой, отлаженной работы. Наблюдая мучения писателя, редактор "Красной звезды" Давид Ортенберг не требовал от Шолохова регулярных материалов.

Поэтому когда писатель 21 июня 1942 года пришел к редактору с исписанными листами, тот моментально отложил все дела и стал внимательно читать.

Во время войны Михаил Шолохов был военным корреспондентом Совинформбюро, газет "Правда" и "Красная звезда".
Во время войны Михаил Шолохов был военным корреспондентом Совинформбюро, газет "Правда" и "Красная звезда".

О чем "Наука ненависти"?

Главный герой, лейтенант Герасимов, люто ненавидит живых немцев. "На мертвых смотрит— ничего, я бы сказал,— даже с удовольствием, а вот пленных увидит и либо закроет глаза и садит бледный и потный, либо повернется и уйдет", - говорит о герое политрук.

Оказывается, лейтенант прошел через немецкий плен. Через некоторое время он сам повествует о своей жизни рассказчику. Рассказывает о мирной жизни, о том, как трогательно прощался со своей женой, какие суровые наставления ему давали при отъезде на фронт ("Ты — потомственный рабочий; прадед твой еще у Строганова работал; наша фамилия сотни лет железо для родины делала, а чтобы ты на этой войне был железным").

Поначалу Герасимов, как и другие солдаты, не понимают, с каким врагом имеют дело. Они пока воспринимают врага естественно - достойный противник, с которым предстоит потягаться силой. Потому они заботятся о плененных немцах, называют их "комрадами". И лишь когда они сталкиваются с жертвами среди мирного населения, видят убитых и измученных детей, осознают весь ужас происходящего вокруг.

В одном из боев Герасимова берут в плен.

Описание лагерных "будней" отчетливо дает понять, откуда в герое взялась такая лютая ненависть к гитлеровцам. Однажды ночью пленные услышали гул орудий.

"—Товарищи, наши наступают!
И тут произошло что-то невообразимое: весь лагерь поднялся на ноги, как по команде! Встали даже те, которые не поднимались по нескольку дней. Вокруг слышался горячий шопот и подавленные рыдания... Кто-то плакал рядом со мной по-женски, навзрыд... Я тоже... я тоже...".

Многоточия в этой реплике красноречивее тысячи слов.

-2

Герасимову удается бежать из лагеря. Затем он кратко рассказывает, как попадает к партизанам, от них - в госпиталь, затем - домой. Но после всего случившегося и увиденного Герасимов не может отлеживаться дома.

"Так я ненавижу немцев за все, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков".

Каково было значение рассказа?

Ненависть к врагу - тема, не сходившая со страниц газет в военное время. Полные гнева очерки и статьи писали Алексей Толстой, Константин Симонов, Илья Эренбург.

"Наука ненависти" вышла в "юбилейном" номере "Красной звезды", год спустя после начала Великой Отечественной войны. В это время немцы начали новое наступление.

"Вновь надо было напомнить, что плен — хуже смерти. "Наука ненависти" с исключительной силой предупреждала, какие страдания, душевные и физические, ждут того, кто очутился вольно или невольно в плену, звала сражаться с врагом до последнего дыхания", - писал редактор "Красной звезды" Давид Ортенберг.

22 июня рассказ опубликовали в "Правде", главной газете Советского Союза. И лишь на следующий день - в "Красной звезде".

Источники

Шолохов М.А. Наука ненависти

Ортенберг Д.И. Год 1942

Литвиненко Н.А. О рассказе М.А. Шолохова "Наука ненависти": звонит колокол...