В 1863 г. русский историк Костомаров Н. И.
опубликовл первый том "Исторические монографии и исследования". В этом труде, историк убедительно доказал, что "подвиг" И. Сусанина не имеет ничего общего с тем, что было на самом деле. До 19-го века, никто не думал видеть в Сусанине спасителя царской особы, и подвиг его считать событием исторической важности. В 1804-ом году, в "Географическом словаре" Щекатова, в 3-ем томе, в статье "Пустошь Коробова", на странице 748, рассказывается следующее: "Когда избрание российского государя упало на боярина Михаила Фёдоровича Романова,
тогда гонимые из всех российских стран поляки, уведав, что избранный государь находиться не в городе Костроме, а в отчине своей, бывшей в Костромском уезде, почли сей случай к погублению его удобнейшим. И так, собравшиеся в немалом числе бегут прямо к селению, не сомневаясь найти в нём молодого боярина. По прибытию в оное, встречается с ними дворцового села Домнина крестьянин Иван Сусанов (фамилия так в документе написана);
хватают его и спрашивают о месте пребывания искомой особы. Поселянин, приметив в лицах начертанное злонамерение, отговаривается незнанием; но поляки удостоверены быв прежде, что избранный государь подлинно находиться в этом селении, не хотят крестьянина отпустить из рук живого, если он истинного места не объявит. Злодеи его мучают и отягчают несносными ранами; однако всё сиё не сильно было принудить к открытию столь важной тайны верного крестьянина".
Но у Щекатова это первый шаг: гораздо далее его пошёл в вымыслах историк Глинка.
За Глинкой последовал Бантыш-Каменский с книгой "Словарь достопамятных людей России". Упоминали о Сусанине и Константинов в учебнике истории в 1820-ом году и Кайданов в 1834-ом году. В 1840-ом году князь Козловский опубликовал сочинение "Взгляд на историю Костромы", в котором на стр. 94-96 тоже рассказал о Сусанине. Каждый рассказчик приумножал и приукрашивал деяния костромского крестьянина, пока эти рассказы не оформились в то, о чём теперь знает каждый российский школьник. Вот единственный первый документ, где упоминается И.Сусанин:
Как видно из документов, ни о каких непроходимых чащах и болотах не упоминается. Да и Михаила Романова спасать не было никакой необходимости, в то время, когда его якобы искали поляки, будущий царь вместе с матерью находился в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре близ Костромы под охраной сильного отряда. Чтобы хоть как-то покушаться на жизнь царя нужно было иметь приличную армию, которой поблизости не было и в помине. Другое дело, что вооруженных разбойничьих шаек самого разного толка в округе шаталось изрядное количество. Но, естественно, царю никакой угрозы они не представляли. А вот крестьянин Иван Сусанин очень даже мог быть жертвой этих разбойников. Так, по мнению С.М. Соловьева, Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». А Н.И. Костомаров, тщательно изучивший легенду о Сусанине писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Федорович, — остается под сомнением…» Сусанинский зять Богдашка Собинин спохватился подать прошение матери царя,
(инокиня Марфа была очень жалостливая), только через восемь лет после смерти И.Сусанина. В те времена после смуты, многие надеялись выпросить себе какую-нибудь привилегию. У Богдашки это получилось и довольно не плохо: половину деревни в пользование и навечно освобождение от всех налогов и повинностей для всей семьи.
Уважаемые читатели, если рассказ понравился, не стесняйтесь нажать на палец вверх и подписаться на мой канал.