Сэр Юджин Эйнсли Гуссенс появился на свет 26 мая 1893 года в Лондоне в семье бельгийского дирижёра и скрипача Эжена Гооссенса и оперной певицы Энни Кук.
Музыку начал изучать в возрасте десяти лет сначала в Брюгге, затем в Ливерпуле и наконец в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководством Чарльза Вильерса Стэнфорда. В 1912—1915 годах Юджин играл на скрипке в оркестре Томаса Бичема, затем стал помощником дирижёра, а в 1916 привлёк к себе первое внимание, когда под его руководством состоялась премьера оперы Стэнфорда «Критик». Одновременно с 1915 года Гуссенс играл на скрипке в Филармоническом квартете (вместе с виолончелистом Седриком Шарпом). В 1921 году он решил сделать карьеру дирижёра и ушёл от Бичема, создал собственный оркестр, с которым исполнил впервые в Великобритании музыку балета Стравинского «Весна священная» (7 июня 1921 г. в присутствии композитора).
В 1923 году Гуссенс был приглашён в США и возглавил новосозданный Рочестерский филармонический оркестр, одновременно преподавая в Истменовской школе музыки. В 1931—1946 годах он руководил Симфоническим оркестром Цинциннати. В 1947 Гуссенс переехал в Австралию и возглавил Сиднейский симфонический оркестр и Консерваторию Нового Южного Уэльса. В 1955 он был возведён в рыцарский чин, однако уже спустя год, в 1956 был вынужден оставить все посты из-за публичного скандала. Скандальный роман Гуссенса с адептом эротического оккультизма Розалин Нортон, приведший к завершению его карьеры, нашёл отражение в нескольких художественных произведениях, в том числе в опере австралийского композитора Дрю Кроуфорда «Юджин и Роя» . Гуссенс вернулся в Англию и до конца жизни практически не концертировал, однако оставил несколько впечатляющих поздних записей.
Как композитор Гуссенс унаследовал от Дебюсси и Равеля традиции передачи музыкальных идей соотношениями красочных тонов, а от раннего Стравинского неофольклоризмы. Гуссенс тяготел к декоративной стилизации, отсюда его склонность к несколько абстрактному музыкальному языку и символизму экспрессивного толка, иногда окрашенного беспокойными чувствами. Музыка Гуссенса пользовалась большой популярностью в 20-е годы. Уже первые сочинения - Вариации на китайскую тему (1911), симфоническая поэма "Вечный ритм" (1913), скерцо "Тэм О'Шентер" (по Бёрнсу, 1916) принесли ему известность. Также в те годы написаны Концерт для гобоя с оркестром (1927), Концертино для двойного струнного оркестра (1928), Фантазия для девяти духовых инструментов (1924). Особое место занимают в творчестве Гуссенса, написанные в военные годы 2 симфонии (1940, 1944) - несомненно впечатления той тяжелой эпохи, с ее крайним напряжением, наложили отпечаток на эту взволнованную, драматично-лиричную и тревожную музыку. Дивертисмент для оркестра (начат в 1926-м как балет по заказу Дягилева, закончен в 1960-м) и Концерт для 2-х арф, гобоя, английского рожка и оркестра (1958) - превосходные образцы позднего стиля композитора.
Сюита для флейты, скрипки и арфы