Дрезденская галерея представила результаты промежуточной реставрации картины «Девушка с письмом» (1657-1659) кисти Яна Вермеера. Они оказались сенсационными.
Выяснилось, что пожелтевшая стена позади девушки на самом деле скрывает фигуру бога любви, которую решили восстановить в первозданном виде.
То, что под краской на этом участке картины спрятано дополнительное изображение, выяснилось еще 40 лет назад, при изучении работы рентгеном, однако ученые предполагали, что это – часть авторского замысла, и фон был изменен самим Вермеером. Об этом свидетельствовал даже ровный слой грязи и потемневшего лака, который покрывал все участки картины совершенно одинаково. Ну а если это авторский замысел, то нарушать его не положено! Поэтому последние сорок лет Купидона никто не трогал, он оставался спрятанным.
Однако недавно началась расчистка картины от потемневшего лака и вообще приведение ее в порядок. Заодно взяли пробы со стены над Купидоном. И оказалось, что ученые не правы! Никакого авторского замысла. Краска на стене моложе! Благодаря анализу красочного слоя выяснилось, что фигура Купидона была написана в период создания картины, а вот закрашена она была несколько десятилетий спустя, уже после смерти художника.
Ну а коли так, то с чистой совестью можно это позднее безобразие ликвидировать и восстановить авторский замысел. К настоящему моменту из-под «побелки» появилась верхняя половина туловища Купидона, завершение реставрации запланировано на 2020 год.
Толкователи картины Вермеера всегда считали, что девушка читает именно любовное письмо, тем более что фрукты на столе являлись символом плотской любви, а открытое окно могло символизировать стремление героини вырваться на свободу.
Наличие картины с фигурой бога любви делает этот намек еще более явственным.
У Вермеера есть еще одна работа, где на стене можно увидеть того же самого «Купидона».
Ученые думают, что автор имел ее среди реального имущества и приглашал «позировать» . Эту идею подкрепляет опись того, что было у его вдовы в 1676 году, там упоминается некая картина с изображением этого крылатого божка. (Увы, сегодня её следы утеряны).
Зачем некто замазал фигуру веселого амурчика? Возможно, так полотно Вермеера становилось менее куртуазным и барочным, больше походила на типичное уютное малых голландцев. И его легче было продать. Быть может, хозяин был скромник и ему было неприятно находиться в одном помещении с гениталиями, пусть даже младенческими. Нам никогда не узнать. Но главное, что найти оригинал удалось!
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.