Найти тему

Регулирование численности безнадзорных животных

Оглавление

Вторая часть круглого стола “Безнадзорные животные: новое в законодательстве и система гуманного регулирования численности”.

Тема: “ Закупки на отлов безнадзорных животных ”.

Спикеры по данной теме круглого стола:

Екатерина Кузьменко, юрисконсульт Ассоциации "Благополучие животных", проводит мониторинг регионов и отслеживает качество закупок на отлов безнадзорных животных.

Екатерина Шевелева, юрист Ассоциации “Зооправо” продолжит тему закупок и расскажет, как их отслеживать и самостоятельно проверять.

Екатерина Кузьменко: Для меня эта тема очень глубокая и очень живая. Наша Ассоциация “Благополучие животных” отдельным вектором определила это направление. Мы стали изучать регион за регионом в двух разрезах: во-первых, в разрезе существующего регионального законодательства, во-вторых, в разрезе закупок на регулирование численности, которые там объявляются. По этим критериям мы анализируем каждый регион. На данный момент нами изучено 58 регионов. Тем самым, мы охватили уже большую часть субъектов Российской Федерации. И можем с горестью ответить, что ситуация неудовлетворительная и требует изменения.

Многие не задумываются или не знают об этой сфере, муниципальных и государственных закупок, но каждый субъект ежегодно выделяет на регулирование численности безнадзорных животных огромные средства. Наши бюджетные средства. Где-то они называются закупками “на регулирование численности”, где-то “на отлов агрессивных животных”, где-то “закупками на поддержание эстетического вида города”. Но суть сводится к тому, чтобы сокращалась численность безнадзорных животных. При этом, в содержании большинства закупок уже содержится нарушение законодательства, как нашего профильного, так и 44 ФЗ, и признаки коррупциогенности. Есть общо и не грамотно сформулированные технические задания, есть неверно обоснованная ЦК (цена контракта) и так далее. Как следствие, можно полагать, что и реализуются они таким же образом и услуги принимаются таким же образом и по качеству и по объему.

Почти везде на региональном уровне на словах декларируется гуманность, но это общие фразы, которые не имеют отношения к реальным действиям, к реальным закупкам, так как закупки, например, объявляются на “отлов и утилизацию агрессивных животных”. О какой гуманности может идти речь в такой закупочной документации?

Приведу пример: есть закупки явно живодерские с названием “отлов и утилизация безнадзорных животных”, а есть более завуалированные, например “отлов и содержание безнадзорных животных”, открываем техническое задание - содержание 3 дня. Сомнительная гуманность, да? Есть закупки, где не предусмотрена вакцинация и стерилизация. Есть еще более странные моменты, когда заказчик заранее устанавливает число животных, которое будет выявлено для эвтаназии, например: “отлов - 100 животных, эвтаназия по причине болезни - 80 животных”. А услуга вакцинации и стерилизации заложена только для 20 животных. А что они будут делать, если 50 животных окажутся больными, 50 здоровыми, а вакцинация и стерилизация заложена только для 20? Есть ряд решений ФАС, которые признают подобные закупки нарушающими законодательство, но эта практика не изжита. Вспоминая прошлые годы, до принятия закона, таких закупок было больше. Сейчас их меньше, но их все еще достаточно много. Рейтинг регионов, который мы составили, носит достаточно условный характер. Например, зеленые - это те регионы, где более или менее нормальная нормативка и более или менее приличное техзадание. Это не говорит о том, что там нет нарушений, нет проблем, это говорит только о том, что хоть какие-то шаги в правильном направлении в этих регионах есть. Обычно такие регионы характеризуются наличием типового технического задания, рекомендованного муниципальным заказчиком, которым они объявляются. Дальше дело хуже. Желтый регион - не значит среднюю ситуацию, она там просто не катастрофическая, как в красном. Но красных и желтых регионов - большая часть. В 80% ситуация очень и очень плохая, и с закупками, и с региональной нормативкой. Давайте посмотрим красные регионы…

Елена Боброва ( президент РБЭОО «Балтийская забота о животных» ): Липецк… Они живьем кидают их в яму и сжигают.

Екатерина Кузьменко: Не могу сказать, я говорю только о том, что прописано в региональной нормативке. Быть на практике в каждом регионе невозможно. Но региональная нормативка в большинстве регионов противоречит даже федеральному законодательству. Это парадокс. У нас в региональной нормативке может быть более широкий перечень показаний для эвтаназии, чем в федеральной. При наличии подобных совершенно неясных формулировок: “животные несут угрозу государству, обществу” и так далее. И проверить это невозможно, потому что даже нет определения понятия этой угрозы.

Также, не учитываются все этапы. Часто подробно описан отлов, транспортировка и перемещение в пункт временного содержания. И все. А дальше, как говорится, - конец связи. Во многих региональных НПА допускается умерщвление на этапе отлова.

По ситуации с закупками - еще хуже. У нас совершенно нет практики общественного контроля этих закупок. Я знаю ряд уважаемых мною коллег, которые мониторят закупки и отменяют их, но общий массив этих закупок проходит без внимания. Их очень много, тема сложная и специфическая. И недостаточное внимание к этой теме порождает множество таких формулировок в закупках, которые я бы назвала “кто во что горазд”.

Все вместе формирует кусок непрозрачности в этой сфере, ситуацию, когда подрядчик действует негуманно, завышает объемы исполняемых услуг. В итоге мы не видим улучшения ситуации, а бюджетные деньги тратятся.

Я очень надеюсь, что благодаря принятию закона и тех нормативно-правовых актов, которые мы так ждем, благодаря повышению уровня грамотности заказчиков, эта ситуация будет изменена. Но на данном этапе, внимания к этой теме недостаточно. Многие волонтеры приезжают в приюты, контролируют этот этап, а закупки ускользают из зоны внимания.

Из зала (1): Я представляю регион, который у вас на карте отмечен красным цветом. Это Волгоградская область. На сегодняшний день такая ситуация: нет ОСВВ и всю работу, которую должна выполнять служба отлова, выполняет только наша волонтерская организация. Так зачем нужна такая служба? Власти города знают, что всю работу выполняем мы. Могу ли я просить город передать мне, как представителю организации, полномочия? Фактически, служба только отлавливает. А мы уже - кормим, стерилизуем, вакцинируем, выпускаем. Закупки - на сегодняшний день по Волгограду это 62 рубля в день. У службы отлова огромный штат - 45 человек в офисе. Когда мы просим их отдать собак, они говорят, что им нужно постоянно держать у себя 300 собак. Мы говорим: “Так вы ловите, мы простерилизуем, отпустим, а вы поймаете еще”, но это не работает. Да, нам дали грант, но он не покрывает всех расходов, существуем на пожертвования. При том, что занимаемся всем - содержанием, стерилизацией. Только отловом не занимаемся. Как быть?

Екатерина Кузьменко: Я бы вам рекомендовала выйти на представителя власти и рассмотреть вопрос о частном и государственном партнерстве. Это форма консолидации усилий вас как активиста, как представителя общественности и власти, которой нужно решить эту проблему. Вы имеете опыт, ресурсы, знания, практику. Есть отдельный федеральный закон, который регламентирует данную форму взаимодействия. Я бы предложила зайти с этой стороны. Потому что про гранты и пожертвования, вы и сами сказали, - это направление вами уже охвачено, это хорошо. Я думаю, что нужно приходить на встречу, записываться официально, и на встрече уже проговаривать.

Из зала (2): Екатерина, вот вы член общественной организации, Ассоциации, вы знаете все аспекты и тонкости, касающиеся этих закупок, вы это изучали, мониторили… Может быть есть смысл в каждом регионе выделять какую-то инициативную группу и брать ее под свое кураторство? Дело в том, что я сама мониторила закупки одного района и честно говоря, даже имея хорошую подготовку, я запуталась. В их контракте, в их тех.задании, в этой куче бумаг. Контракт на 100 страниц, а тех.задние - на пол странички, где его трудно найти. Можно же выделить какую-то инициативную группу из волонтеров в каждом регионе, которые готовы взять на себя этот тяжелый труд? А вы могли бы помочь разобраться с тем, что происходит в их городе. У нас сколько всего регионов, 85? Вам же одной не осилить…

Елена Боброва: Вот для этого нужны общественные инспектора.

Из зала (2): На местах волонтеры бы и рады были что-то сделать, бороться с городской администрацией, но они не могут осилить эту кашу в документах.

Екатерина Кузьменко: Да, я с вами соглашусь. У нас действительно многие волонтеры уделяют внимание финалу, получается. То есть самому факту отлова.

Из зала (2): Да, но это поздно уже, это конец пути.

Екатерина Кузьменко: Более эффективно направить свое внимание на тот этап, когда размещается закупка. Проанализировать ее и понять, насколько она соответствует законодательству, и какой подрядчик на нее зайдет. Но действительно, нюанс именно в профильности этой темы. И помимо знания нашего с вами многообразного законодательства о животных, нужно еще обладать знаниями, которые регламентируют порядок объявления этих закупок. И работать на стыке этих двух сфер. Наша Ассоциация в этом плане открыта и если у кого-то есть большое желание или сильная мотивация, чтобы заняться этим вопросом, мы готовы помочь. Для этого мы здесь и собрались. Для обсуждения централизованных действий и консолидации усилий.

Из зала (2): Ну ведь вы же - столица наша Москва-матушка, вы же вместе с Санкт-Петербургом - организаторы всех этих процессов борьбы за права животных. Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Чита - вот в этих городах очень много волонтеров, но соорганизоваться они не могут, они не знают как. Вы понимаете, что этот драйв должен исходить из центра?

Елена Боброва: Извините, я вас перебью. Этих людей, волонтеров в регионах, не всегда знают. Не знают ни их лично, ни их образования, и так далее. Ассоциация проделала огромную работу, спасибо вам большое! Я год занимаюсь Екатеринбургом. Третий по величине город Российской Федерации. В прошлом году, когда у них был футбол, они убили 4050 собак. Я занималась разборкой их контракта вместе с экономистом, который подписывает здесь, от нашей клиники, договор на отлов и кастрацию. Мы написали все грамотно, разобрались. И что? Счетная палата, ФАС, прокуратура, полиция и правительство Свердловской области - все по нулям. И только потом мне позвонил один неравнодушный депутат и счетная палата. Кончилось тем, что ФАС отменил договор на 2019 год. Какая слабая сторона? На что мы можем опираться? У них отчетность: агрессивных они усыпляют. Для Санкт-Петербурга это немыслимо - эвтаназия 450 собак. 2 миллиона. Почему усыплены, где описание этих собак, где фотографии, на каком основании, каким препаратом, сколько миллилитров, какой шприц, где карточка на каждую собаку? Я их спрашиваю: “Как так можно?” А они отвечают: “У нас нет норм, нет формуляров отчетности”. Область не прописала как требовать отчетность. Вот они и пишут: “Акт приемки-сдачи: 450 - эвтаназия, 40 - передали в приют”. И их такой отчет удовлетворяет. Но! Сейчас счетная палата предъявила им претензию. Правда, счетная палата может их проверять раз в три года. То есть надо менять форму, разрабатывать новую. Прокуратура промолчала.

Екатерина Кузьменко: На мой взгляд, когда контракт заключен, и мы пытаемся его расторгнуть через прокуратуру, шансы 50 на 50 и даже хуже. Действовать надо на этапе подачи заявок на закупки. Но после того момента, когда объявилась закупка, счет идет на дни и часы. К вопросу о волонтерах - к сожалению, не все способны работать в режиме “здесь и сейчас”, в таком темпе, когда у тебя есть дедлайн в виде четырех дней, скажем. Я тоже с этим сталкивалась. Но важно знать, все равно, что у нас есть эти несколько дней, когда мы еще можем отменить решение на уровне ФАС.

Из зала (3): Ну вот, допустим, у нас 85 регионов. У вас есть в каждом регионе люди, на которых вы можете опереться? Дело в том, что должна быть какая-то централизованная координация.

Екатерина Кузьменко: Ассоциация открыта для коммуникации с коллегами, другими организациями, волонтерами!

Из зала (3): Но этих людей нужно самим искать!

Екатерина Кузьменко: Помогите нам, найдите, а мы их обучим.

Елена Боброва: Мы снова возвращаемся к необходимости наличия общественных инспекторов.

Юрий Корецких ( председатель организации “Альянс защитников животных ): Мы все наблюдаем массовое нарушение законов при контрактах, но вопрос такой - насколько это практикуется в других сферах? Или это именно какая-то специфика, касающаяся животных? То есть, я подозреваю, что по всей России, во всех сферах идут массовые нарушения. И это не диверсия каких-то живодеров. Это просто разгильдяйство и наплевательство.

Екатерина Кузьменко: Признаться честно, мне, например, не интересно погружаться в сферу закупок, скажем, детского питания. Но я сама задавалась тем же вопросом.

Юрий Корецких: Просто от понимания проблемы будет зависеть тактика.

Екатерина Кузьменко: Я вижу, что часто мы имеем дело с невысоким профессионализмом заказчика, который формирует эту закупочную документацию. Это первый фактор. А второй фактор - сложность законодательства, касаемого животных. На самом деле, кроме объема, который мы с вами упомянули, есть огромный объем нормативки по линии ветеринарии и так далее, прямо или косвенно касающиеся темы. Я составляла список, у меня вышло больше 20 НПА, которые прямо или косвенно касаются этой темы. Получается, заказчику, помимо своего 44ФЗ, который очень сложный, нужно знать еще всю эту огромную нормативку. И с учетом всех этих факторов суметь составить закупочную документацию. Это реально сложная задача. Поэтому мне кажется правильный путь - это формирование типового технического задания. И ряд регионов этим пользуется. Они один раз ее разработали и ей пользуются. Это минимизирует нарушения. И второе предложение - в рамках подзаконных актов должен быть отдельный подзаконный акт к Федеральному закону, который будет говорить о том, как должны быть сформированы и как должны осуществляться закупки на регулирование численности. Иначе этот закон не будет в полной мере применен без этих методических указаний.

Марина Масленникова (юрист, общественный помощник депутата Госдумы): А вы их предлагали?

Екатерина Кузьменко: Конечно, мы их разработали и мы их предлагали.

Марина Масленникова: Куда-то в Федеральные органы вы направляли эту большую работу, которую вы проделали?

Екатерина Кузьменко: Мы подготовили “Проект методических указаний на осуществление закупок по регулированию численности животных без владельцев” и предложили…

Марина Масленникова: Бурматов это видел?

Юрий Корецких: Сейчас это тема не Бурматова, этим правительство занимается.

Марина Масленникова: Но это тема 498 ФЗ. В регионах, действительно, нет людей, нет методики. Вы фактически сделали работу за федеральные ведомства.

16 лет я работала в Государственной Думе, я знаю как проходило принятие закона о животных в Москве. Я была заместителем начальника государственного правового управления. Но каждый раз, когда счетная палата проверяла расходы внебюджетных средств, у нас все время отчитывались одними и теми же головами из холодильника. И до тех пор, пока мы не наладили контакт с правоохранительными органами и не был возбужден проверочный материал, все было бесполезно. Поэтому, по поводу ФАС, Прокуратуры, следственных органов… Когда я общаюсь со своими коллегами юристами, мне все говорят: “245 статья не работает, потому что нет обращений”. Дела не доводятся до конца. Если мы не будем стучаться в закрытую дверь и говорить “откройте”, нам никто не откроет.

Из зала: А вот методические рекомендации, которые вы разрабатываете, вы отправляете в регионы?

Екатерина Кузьменко: Методические рекомендации мы направили Бурматову, результатов пока нет. В регионы мы отправляем обращения от Ассоциации к губернаторам. По факту выявленных нарушений, с описью и с предложением по их устранению.

Виктория Чупахина (координатор программ Ассоциации): Кроме того, что мы отправляем обращения в адрес губернаторов и выстраиваем дальнейший диалог с местной властью в соответствии с полученными ответами, мы знакомимся с ситуацией и "на земле". В прошлом месяце мы посетили два из рассмотренных нами регионов - Владимирскую и Ивановскую область, рейтинги которых в соответствии с критериями, озвученными Екатериной, желтые. В Ивановском приюте ситуация с содержанием животных такая же, как и в приютах Владимира - теснота в вольерах, будки с короткими цепями, отсутствие территории для выгула в принципе. Ровно за территорией приюта обнаружилась стая из 6 собак, из них одна кормящая сука, не биркованные.

Служба Ветеринарии Ивановской области рассказала, что за безнадзорных животных они не отвечают, хотя ответ на наше обращение пришел именно от службы ветеринарии (так как был спущен в службу губернатором), считают, что отвечать за животных должно ЖХК, но на данный момент не отвечает никто. Имеют методичку по обращению с безнадзорными животными, в которой написано, что "при необходимости производится эвтаназия и утилизация собак", что именно за необходимость - не оговаривается.

Марина Масленникова: А на что вы рассчитываете?

Екатерина Кузьменко: Что нас поймут, услышат. Что без разъяснения заказчикам, как объявлять эти закупки, эффекта не будет. Сам закон в противном случае не заработает и останется бумагой.

Юрий Корецких: Надо было в Минприроды передавать методические рекомендации.

Марина Масленникова: В Минприроды сейчас большие изменения. И вполне возможно, что ваша бумага туда направлена и ждет ответа.

Виктория Чупахина: Спасибо большое, да, мы следим за этими процессами. А сейчас мы хотели бы передать слово Екатерине Шевелевой, которой тоже есть, что сказать по этому поводу.

Екатерина Шевелева: Я представляю Ассоциацию специалистов по защите животных “Зооправо”. С 2018 года мы вплотную занимаемся закупками на отлов. Наши коллеги из Ассоциации “Благополучие животных” сделали огромную работу, это большой труд, мы благодарим вас за то, что вы тоже этим занимаетесь и надеемся на плодотворное сотрудничество в дальнейшем. Коллеги представили исследование, а я расскажу о практической стороне, что может сделать обычный гражданин и общественная организация для того, чтобы предотвратить закупки на не гуманный отлов.

Вкратце, в соответствии с 498 ФЗ, который приняли в конце 2018 года, деятельность с животными без владельцев это деятельность, которая включает в себя: отлов, стерилизацию, вакцинацию и возврат на прежние места обитания. Агрессивные и больные животные остаются в приюте, а здоровые не агрессивные выпускаются. Других вариантов 498 ФЗ не предусматривает. Жестокому обращению с животными дали определение: это такое обращение, которое привело или может привести к гибели. Грубо говоря, 245 статье дали основания. Теперь гибель животного является незаконной и за нее несут уголовную ответственность. В том числе жестоким обращением считается нарушение увечий и неправильные условия содержания. Эти статьи уже работают. Не надо дожидаться 2020 года, чтобы они вступили в силу.

Но отлов проводится не только на основании 44 ФЗ, но и на основании договоров по 223 ФЗ, в том случае, когда какие-то организации проводят эти закупки при государственном участии. Это могут быть ведомственные санатории, так часто, например, делают в Сочи. Также муниципалитеты и государственные органы могут создавать свои МУПы, ГУПы, другие казенные учреждения, которые в рамках государственного или муниципального задания также выполняют отлов. Но может ли какое-нибудь ООО без контракта или муниципального задания выполнять отлов? Статус этого вопроса не решен. Сейчас есть много организаций, которые готовы за деньги “выехать и отловить ненужных”. Пока еще нет санкций, чтобы никто не мог отлавливать животных на коммерческой основе. Но контракты по 44 ФЗ - это все-таки наиболее распространенная форма и ее можно контролировать, она есть в открытом доступе.

Значит, как найти контракт? Кто отлавливает и на каких условиях? Все контракты выложены на сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru

Механизм: находим раздел Закупки -> Расширенный поиск -> слово “животных” или “отлов” -> Интересующий нас субъект -> год -> документы закупки -> сведения об участниках и сведения о победителе (то есть о конкретном исполнителе этой закупки). Вы увидите закупки в стадии подачи заявок (на эти закупки вы можете успеть повлиять!) или увидите уже совершенные (на эти уже повлиять нельзя).

Закупка может включать в себя весь комплекс, а может быть, например, две закупки - одна на отлов, а вторая на содержание. Важно следить за тем, дробит ли заказчик эти закупки или они единые. Про нарушения со стороны заказчика уже рассказала моя коллега Екатерина Кузьменко. Обращайте внимание на неадекватно установленные цены. Например, на содержание животного в течении 6 месяцев, может выделяться, грубо говоря, 10 рублей в день. Или 1000 рублей на стерилизацию - ну это не рыночная цена. Иногда заказчик формирует эту цену даже без коммерческих предложений от фирм. И никто его за это не наказывает. Самое распространенное нарушение со стороны заказчика - это то, что он не следит за тем, как исполняется контракт. Исполнитель может и убивать животных при отлове. И ему дается зеленый свет, когда закупка проводится только на отлов. Он и будет их убивать, ему некуда их деть. И еще один момент с которым мы столкнулись, что иногда под видом закупки на подбор и утилизацию уже умерших животных, которые были сбиты на дорогах, например, проводится отлов животных. То есть заранее раскидывается яд, а затем приезжают утилизаторы. Например, в Краснодарском крае есть МУП, который специализируется на подборе трупов в 1000 голов. То есть, 1000 голов в одном небольшом городке - это нереальная цифра.

Елена Боброва: Ну вот, к слову, в Екатеринбурге в закупке неадекватная цена на стерилизацию. Что делать?

Екатерина Шевелева: Я дальше расскажу. Как вы можете повлиять на условия контракта? Самый оперативный инструмент - жалоба в управление ФАС (Федеральной Антимонопольной Службы) вашего субъекта. Например, если Екатеринбург, то это УФАС по Свердловской области. Но вы можете подать жалобу только до окончания срока подачи заявок. Они должны рассмотреть вашу жалобу в течении 5 рабочих дней. 2 дня на регистрацию, далее либо они ее принимают, либо возвращают. Если принимают, то еще 3 рабочих дня рассматривают. То есть, если вы жалобой докажете, что закупка незаконна, ее либо отменят, либо внесут изменения. По почте России такую жалобу отправлять не эффективно. Лучше самостоятельно отнести в канцелярию, либо по электронной почте с электронной цифровой подписью.

Вот вы задали вопрос про цену. Эти вопросы не рассматриваются УФАС. Попозже расскажу, куда обращаться. И еще сейчас, очень важно: с 1 июля 2019 года вносятся поправки в 44 ФЗ о том, что общественные организации не смогут обжаловать эти закупки, но у меня есть предложение, как можно обойти этот запрет. Поскольку жалобу теперь может подать только участник закупки, а чтобы доказать, что вы участник - вам достаточно просто зарегистрироваться в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru Вам нужно собрать пакет документов, если вы зарегистрированы как юр.лицо и сделать электронную цифровую подпись. Вам не нужно участвовать в закупке, вам нужна только регистрация. Кому интересна эта процедура, вы можете со мной связаться, я подробнее все объясню. Но такая процедура неизбежна, если вы хотите заниматься обжалованием.

Контроль за исполнением закупки - на заказчике. Он должен ездить и проверять, как все это исполняется. Иного быть не может, это прописано в 101 статье 44 ФЗ. Но никто из заказчиков этого не делает. Остается только нам этим заниматься. И 102 статья 44 ФЗ дает право гражданам и общественным организациям осуществлять общественный контроль за исполнением контракта, позволяет вам запрашивать любую информацию, которая относится к этому контракту и заказчик не имеет право отказать вам в предоставлении этой информации в силу части первой 102 статьи. Вы можете обращаться в любые муниципальные органы с просьбой о проведении мероприятий по контролю. Вы можете обращаться в правоохранительные органы, если видите признаки состава преступления. Вы можете обращаться в суд из-за нарушенных прав или оспариваемых интересов группы лиц, если соберете доказательства, есть шанс, что суд отменит этот контракт, заставит заказчика с подрядчиком его расторгнуть. По нашей проблеме с животными я еще не встречала таких прецедентов, но по другим закупкам по 44 ФЗ этот механизм работает на ура. Признание закупки недействительной из-за нарушений, и как следствие признание недействительным контракта.

Елена Боброва: А это на каком этапе?

Екатерина Шевелева: На любом. Но вообще, в течении 3х месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении. Ну, конечно, за 2017 год вы уже ничего не добьетесь.

Елена Боброва: Почему? За жестокое обращение с животными группой лиц. Это состав преступления уголовного.

Из зала (4): Они отказывают.

Екатерина Шевелева: Это полиция, да. А вы сейчас про суд или про полицию?

Из зала(4): Про все.

Екатерина Шевелева: Немного подробнее про запрос. Запрос заказчику (чем отлавливали, куда дели и так далее) может отправить только общественное объединение. Но! Общественное объединение не обязательно должно быть юридическим лицом. То есть, вы можете объединиться группой лиц, принять свой устав и вам необязательно регистрироваться, государство этого не требует. Запросы рассматриваются в течении 30 дней по закону о рассмотрении об обращении граждан, 59 ФЗ. Но вы не должны распространять информацию, которой посвящен запрос, так как вы обязаны обеспечить ее конфиденциальность. И можно посмотреть, какие штрафы будут у заказчика, если он не ответил вам. Помимо этого необходимо делать фото и видео документацию. Делайте фото номеров автомобилей. Вызывайте полицию и требуйте забрать трупы на экспертизу, когда находите оставленные исполнителями трупы. Или, если вы видите на сайте администрации, что планируется отлов, а у них закупка только на отлов без содержания, это говорит о нарушении 44 ФЗ. Делайте скриншоты, собирайте доказательства. Общаетесь с сотрудниками администрации - проводите аудиозапись. Они, например, скажут вам: “мы отстреливаем, потому что нам негде содержать, у нас нет приютов” - вы это все записывайте. Эти доказательства нужны как в полиции, так и в суде. Мало написать: “я не согласен с таким отловом”. Мало. Надо доказать.

Далее. Куда можно обратиться, кроме УФАС? Как уже было сказано, в УФАС не рассматривают все, что касается начальной максимальной цены контракта. Данный вопрос рассматривают органы внутреннего финансового контроля. Либо муниципалитета, либо субъекта Российской Федерации. Можно открыть положения о финансовых органах муниципалитета и узнать, кто в данном регионе осуществляет внутренний финансовый контроль, посмотреть, какие у них прописаны функции и полномочия. Но в любом случае, можно попробовать написать в федеральное казначейство и они должны переслать этот вопрос по адресу, но это происходит не всегда.

Если срок обжалования в УФАС пропущен или контракт уже давно заключен, вы можете обратиться в УФАС с просьбой о проведении внеплановой проверки. Например, нам по Краснодарскому краю УФАС незаконно вернул жалобу. Мы подали ее вовремя, но нам ее незаконно вернули. И мы отсудили это дело в арбитражном суде, возврат был признан незаконным. Но чтобы не терять время, сразу же, как только мы получили возврат, мы отправили заявление на проведение внеплановой проверки. Вы можете также обратиться в прокуратуру и в иные контрольно-надзорные органы, например в управление ветеринарии, если вы видите, что исполнитель не вакцинирует животных, у него нет сопроводительных документов на транспортировку и так далее. Если приют захламлен, вы можете написать в МЧС о том, что противопожарная безопасность под угрозой. И вы можете напрямую обратиться к заказчику: “мы знаем, что вы нарушаете, примите меры”. Для предупреждения отстрела вы можете фотографировать объявления об отстреле, с привязкой к месту и отправлять в полицию, так как это информация о готовящемся преступлении по 245 статье.

С 2018 года мы работаем по краснодарскому краю. Нам сначала отказывали. Но вчера я зашла и проверила - все закупки в краснодарском крае с ОСВВ. Мы сейчас будем обжаловать эти отказы, но уже сейчас они начинают исправлять эту ситуацию. И мое большое пожелание: действуйте. Никогда ничего не изменится, если вместо живодеров на закупки не выйдут добросовестные подрядчики. Вот показатель с Сочи. Вместо службы “Бася” пришла организация добросовестных волонтеров. Они стерилизовали уже 1000 животных. Только так борьба будет эффективной. Действуйте.

Виктория Чупахина: Екатерина, спасибо вам большое. Я передаю слово Ольге Карпенок, фонд “Ленькин кот”, которая расскажет нам о том, как работает система ОСВВ в Ленинградской области . (продолжение в следующем материале)

Круглый стол состоялся 2-го мая на Российской конференции по правам животных в Санкт-Петербурге ( rarconf.ru ), которую организовали "Голоса за животных". Модерировала круглый стол Ассоциация “Благополучие животных”. Участники круглого стола:  Екатерина Кузьменко, юрисконсульт ассоциации “Благополучие животных”; Екатерина Шевелёва, юрист ассоциации “Зооправо”;
Ольга Карпенок, директор фонда “Лёнькин кот”, член ассоциации “Мы вместе”;
Елена Боброва, президент РБЭОО «Балтийская забота о животных».
Круглый стол состоялся 2-го мая на Российской конференции по правам животных в Санкт-Петербурге ( rarconf.ru ), которую организовали "Голоса за животных". Модерировала круглый стол Ассоциация “Благополучие животных”. Участники круглого стола: Екатерина Кузьменко, юрисконсульт ассоциации “Благополучие животных”; Екатерина Шевелёва, юрист ассоциации “Зооправо”; Ольга Карпенок, директор фонда “Лёнькин кот”, член ассоциации “Мы вместе”; Елена Боброва, президент РБЭОО «Балтийская забота о животных».

Мы публикуем расшифровку круглого стола по частям, но в заключении поделимся резолюцией, в которой учтем мнение каждого участника круглого стола вне зависимости от того, насколько оно будет совпадать с мнением Ассоциации.