Язык играет огромную роль в жизни человека. Трудно представить, что было бы, если бы на Земле не существовало такого многообразия языков. С самых ранних лет ребенок начинает понимать, как называется тот или иной предмет, родители безумно рады, когда ему удается выговорить первое слово. Посредством языка люди понимают друг друга - язык выполняет коммуникативную функцию.
Как зарождалась речь
Первые люди общались со своими собратьями так же, как общаются современные обезьяны, - при помощи набора нечленораздельных звуков. Этот "язык" был весьма скуден и ограничивался различными вариациями сочетания гласных с добавлением нескольких согласных звуков, а тон древнего "разговора" задавался мимикой и интонацией говорящего. На первом этапе становления человечества как вида этого было вполне достаточно: не было необходимости передавать слишком большое количество информации удаленным соседям, грядущим поколениям, да и друг другу.
Спустя тысячелетия у человека появилась необходимость передавать сообщения, в которые было бы вложено гораздо больше смысла, чем сигнал на охоте, о нападении, о пожаре и т.д. Речь древних людей стала развиваться, и появились первые древние языки. На большие расстояния информация передавалась через людей-гонцов исключительно в устной форме.
Первые языки
Дальнейшее развитие общества заставило человека изобретать новые способы общения. Появление письменности сразу дало человечеству колоссальный толчок, это было настоящее достижение человеческой мысли и один из самых первых шагов на пути к прогрессу. Письменность прошла несколько этапов развития, вначале информация передавалась в виде предметов, которые могли нести прямой или переносный смысл, такая письменность классифицируется современными историками и археологами как предметная. Самым известным примером являются египетские иероглифы, использовавшиеся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-ого и 3-его тысячелетия до н. э. Является рисуночным письмом, дополненным фонетическими знаками.
Затем появились пиктографическое и иероглифическое письмо. Пиктографическое письмо имело вид рисунков-символов, нарисованных на камнях, табличках, коре деревьев. Такой способ был весьма несовершенен, т.к. не мог передать информацию в более точном виде. Одной из самых удивительных разновидностей письменности является узелковое письмо, оно представляло собой текст, записанный на веревке с помощью завязанных на ней узелков. До современного человека дошло очень мало таких примеров, самые известные – узелковое письмо инков(кипу) и узелковое письмо китайцев.
От символичных рисунков к буквенным алфавитам
Иероглифическое письмо вскоре заменило пиктографическое, и просуществовало в некоторых государствах вплоть до нескольких последних столетий. Иероглифы имели вид символов, несущих конкретный смысл. Наиболее известна китайская и японская иероглифическая письменности. Самым последним изобретением человека является алфавитная письменность. От иероглифической она отличалась тем, что записываемые знаки обозначали не конкретное слово или фразу, а отдельный звук или сочетание звуков. Впервые такая письменность стала использоваться в Финикии( это страна на восточном побережье Средиземного моря). Появилась около XV в. до н. э. и стала родоначальницей большинства современных алфавитных и некоторых других систем письма. Использовала консонантный принцип, то есть для записи слов использовались только согласные звуки. Значение гласных оставлялось на понимание читателя, то есть основанием этого понимания предполагался, как скрытый фон, общий жизненный опыт всех тех, кто этой письменностью пользовался. Текст записывался справа налево.
Самый первый язык
Прамировой язык — гипотетический предок всех существующих в мире языков, древний язык, от которого произошли все современные живые языки и языковые семьи, а также известные мёртвые языки, подобно тому, как широко признанный праиндоевропейский, реконструированный языковедами, является предком всех индоевропейских языков.
Аргументы в пользу существования прамирового языка основываются на антропологии, направлении миграций людей и предположении о способности доисторических людей говорить. Огромное количество времени, прошедшее с эпохи существования прамирового языка, не позволяет делать прямые лингвистические утверждения о его природе. Используемые методы исторической лингвистики в этом случае оказываются бесполезными.
Теория моногенеза утверждает, что все известные языки произошли от общего предка, однако может оказаться так, что разные языки возникли независимо в разных группах древних людей от их методов коммуникации, существовавших до появления языка в том смысле, в котором мы понимаем его сейчас.
Стоит отметить, что этот язык не обязательно является первым языком вообще, он лишь является предком всех нынешних языков. В прошлом бок о бок с ним могли существовать другие языки, которые затем вымерли. Например, обсуждается гипотеза о том, могли ли говорить неандертальцы. Если могли, их язык скорее всего не происходил от прамирового языка.
Происхождение славянских языков
Праиндоевропе́йский язы́к — реконструированный лингвистами предок языков индоевропейской семьи. Именно от него берут своё начало русский, немецкий, английский, греческий языки и даже хинди. Около 5-ого тысячелетия до н. э. язык вымер, и на смену ему пришли новые самостоятельные языковые ветви: прагреческий, праармяно-арийский, прабалто-славянский, прагерманский, праиталийский, пракельтский, пратохарский и праанатолийский языков. Позже балто-славянский праязык распался ещё на две ветви: прабалтскую и праславянскую.
От праславянского произошли еще три подгруппы языков: западнославянскую, восточнославянскую и южнославянскую. К восточнославянским языкам относятся белорусский, русский и украинский языки. Группу западных славянских языков составляют словацкий, польский, кашубский, чешский, серболужицкий, а также вымерший полабский язык. В южнославянскую языковую ветвь входят болгарский, македонский, церковнославянский, старославянский, сербохорватский континуум, сербский, боснийский , хорватский, черногорский и словенский языки.
История и развитие восточнославянских языков
В истории русского языка выделяются три основных периода:
- древнерусский,
- старорусский,
- период национального языка.
Древнерусский период
Началом древнерусского периода принято считать процесс обособления восточных славян из общеславянского единства и появление первых восточнославянских языковых черт (VI—VII века). Основная часть этого периода (IX—XIV века) приходится на эпоху формирования, развития и распада древнерусского языка, сложившегося на базе восточных праславянских диалектов.
Для древнерусского периода была характерна культурно-языковая ситуация диглоссии, при которой язык письменности (церковнославянский), воспринимаемый русскими как наддиалектная стандартизированная разновидность родного языка, сосуществовал с языком повседневного общения (собственно древнерусским). Несмотря на то, что оба идиома в Древнерусском государстве охватывали разные сферы функционирования, они активно взаимодействовали друг с другом — в живой древнерусский язык проникали особенности книжного церковнославянского языка древнерусской литературы, а церковнославянский язык усваивал восточнославянские языковые элементы (что положило начало формированию его особой местной разновидности — древнерусского извода).
В отличие от церковнославянского, древнерусский язык представлен меньшим числом памятников — в основном это частные письма на бересте (из Новгорода, Смоленска, Звенигорода-Галицкого и других городов) и отчасти документы юридического и делового характера. Кроме того, проникновение различных элементов наддиалектного древнерусского языка отмечается в созданных на Руси церковнославянских литературных памятниках, включая старейшие Новгородский кодекс (1-я четверть XI века), Остромирово Евангелие (1056 / 1057 годы) и другие. Древнерусские памятники написаны кириллицей, текстов на глаголице не сохранилось.
На всём протяжении древнерусского исторического периода на будущей великорусской территории, с одной стороны, происходит сближение языковых особенностей древненовгородского и остальных диалектов Северо-Восточной Руси, с другой стороны — формируются языковые различия, отдаляющие север и северо-восток Руси от запада и юго-запада. К XIV веку процесс образования языковых особенностей усиливается в результате обособления северо-восточных территорий Руси, находившихся под властью Московского княжества, и западных и юго-западных территорий, бывших в составе Великого княжества Литовского и Польши. К XIV—XV векам древнерусский язык распался на три отдельных восточнославянских языка.
Старорусский период
Старорусский (или великорусский) период охватывает временной отрезок с XIV по XVII век. В этот период начинают формироваться фонетическая, морфологическая и синтаксическая системы, близкие системам современного русского языка, происходят такие языковые изменения, как:
- изменение е в о после мягких согласных перед твёрдыми: [н’ес] > [н’ос];
- окончательное формирование системы оппозиций твёрдых / мягких и глухих / звонких согласных;
- замена согласных ц, з, с в формах склонения на к, г, х (рукѣ, ногѣ, сохѣ вместо руцѣ, нозѣ, сосѣ); в украинском и белорусском языках такие падежные чередования сохраняются: укр. на руці, на нозі; белорус. на руцэ, на назе;
- утрата категории двойственного числа;
- утрата формы звательного падежа, которая стала заменяться формой именительного падежа (брат!, сын!), особая звательная форма сохраняется в украинском и белорусском языках: укр. брате!, сыну!; бел. браце!;
- появление форм повелительного наклонения с к, г вместо ц, з (пеки вместо пеци, помоги вместо помози) и на -ите вместо -ѣте (несите вместо несѣте);
Период национального языка
С середины XVII века складывается русская нация и начинает формироваться русский национальный язык на основе московского койне Формированию и развитию национального языка способствует более широкое распространение письменности, образования и науки.
В период русского национального языка устраняется литературное двуязычие. Со второй половины XVI века сфера употребления церковнославянского языка постепенно сужается, и к рубежу XVII—XVIII веков он сохраняется лишь как язык литургии. Церковнославянизмы, включённые в состав русского литературного языка, становятся стилистически нейтральными или включаются в общий разряд архаизмов и уже не воспринимаются как элементы иного языка.