Экипажи миноносных катеров подбирались из смелых и решительных моряков.
Катера с миной на шесте
После Чесменского боя, когда турецкая эскадра была уничтожена начиненными взрывчаткой брандерами, Российское морское ведомство задумалось о более безопасной доставке взрывчатки к кораблям противника.
С изобретением корабельных моторов и морских мин, российские моряки начали применять морские тараны с миной на шесте. Специально для этого изготавливались малозаметные надводные или полуподводные катера, на носу которых приспосабливали на шесте от 8 метров и более мины. Под покровом ночи такие катера скрытно подплывали к неприятельским кораблям, опускали шестом мину, чтобы удар был произведен ниже ватерлинии, не защищенной броней. В момент удара происходил взрыв. Катера, после взрыва, пользуясь суматохой на неприятельских кораблях, отходили на безопасное расстояние.
Экипажи миноносных катеров подбирали в основном из добровольцев, ведь надо обладать мужеством, чтобы скрытно подойти к неприятельскому боевому кораблю, и под шквальным огнем вражеских ружей и пушек, если их ненароком обнаружат часовые, совершить подрыв.
Первое применение шестовых мин
Впервые мины на шестах были применены в русско-турецкой войне 1877-78 года.
25 мая 1877 года четыре катера с минами на шестах отошли от берега Дуная, занятого русскими войсками. Командовал минной эскадрой лейтенант Дубасов. Два катера шли первыми, а два на некотором отдалении двигались сзади.
Ночь была светлой, луна светила ярко. Пройдя около 7 миль, лейтенант Дубасов в бинокль смог увидеть вражескую эскадру. Катера сбавили ход, чтобы моторы работали, как можно тише. Подойдя к вражеской эскадре на 100 метров, Дубасов выбрал самый большой турецкий броненосец. Но в этот момент, русские катера заметили часовые с броненосца. Подняв тревогу, они открыли шквальный огонь по русским катерам.
Команда: - «Атака!» громко выкрикнутая лейтенантом Дубасовым, подстегнула русских моряков. Взревели моторы и два катера ударили в борт броненосца. Огромная волна захлестнула русские катера, но задний ход был уже включен. Над турецким кораблем взметнулся столб пламени и дыма, через две огромные пробоины хлынула вода. Турецкий броненосец через десять минут перевернулся на бок и тут же затонул.
Возникшая паника на турецкой эскадре позволила русским катерам благополучно вернуться в расположение войск. Потрепанные два катера совершили первый удачный таран.
В ходе этой войны с турками русские моряки еще 11 раз атаковали вражеские корабли минными катерами, бесстрашно проходя в турецкие гавани, наводя панику и топя минами на шестах корабли.
Турки со временем приспособились во время обнаруживать минные катера. Они усилили охрану, установили дополнительные пушки. Подойти на близкое расстояние к турецким кораблям стало невозможно. Заблаговременное обнаружение минных катеров приводило к гибели экипажа и потоплению катера.
Эта война подтолкнула Российское военное ведомство к развитию и разработке нового вида специальных кораблей – миноносцев.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарии