Когда О.Ю. Васильеву произвели в министры образования и науки, лучшие люди страны перепугались. Ахтунг, ахтунг! Возвращается тоталитарный совок! Министр обещала освободить учителей от посторонних обязанностей, взваленных на них чиновниками. Притормозила инклюзию младших классов в филиалы ПНД. И даже широким жестом вернула астрономию в школьную программу.
Ну зачем, скажите на милость, человеку постиндустриального общества такой тоталитарный предмет, как астрономия?
Намерения Васильевой приняли всерьез не только простые граждане (вроде Ильи Смирнова из “Солидарности”), но и политическое руководство. У нее отобрали высшее образование. Вообще-то там уже нечего было восстанавливать, но береженого Бог бережет: вузы вместе с НИИ передали большому ученому по специальности “финансы и кредит”. Министр высшего образования и науки М.М. Котюков проработал в отрасли почти 4 месяца. Заслужил право руководить, правда?
А Васильева, которая теперь министр просвещения, внесла долгожданную ясность: что все-таки подразумевалось под освобождением учителей от посторонних нагрузок. Их осчастливят ЕФОМами. На слух ассоциируется с опухолью: лимфома, миома, бластома. А в действительности это “исследование предметных и методических компетенций учителей... Проводится в целях создания и апробации инструментария для формирования национальной системы учительского роста и определения (уточнения) подходов к оценке компетенций…”
Тех, кто не сумел перевести на русский, отправляют к… К серьезной методической литературе. Характерный образчик под названием “Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения”. Оказывается, “организация личностно-ориентированного образования” имеет своей целью “право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий”, “индивидуальную картину мира и индивидуально обоснованные позиции по каждой образовательной области”.
Например, в моей личной трактовке Волга впадает в Щемиловский пруд. Так и запишем.
“Это полный бред, который окончательно убьет школу”, - сказала учитель русского языка и литературы с 25-летним стажем Анна Сергеевна.
Мы не будем столь категоричны. Просто очередная издевательская процедура, посредством которой трудящийся человек будет доказывать чиновнику свое право на скромную зарплату, хотя разумнее было бы сначала спросить с начальства, за какие заслуги эта публика получила власть.
Обслуживать барские капризы придется опять за счет уроков или свободного времени учителей. Но если часик-другой все-таки останется после ефомы, то замминистра М.Н. Ракова уже позаботилась, чем их занять:
“Будут также созданы личные кабинеты учеников и учителей. У каждого пользователя системы будет накапливаться цифровой след, и мы сможем строить индивидуальную траекторию обучения… Если ребенок интересуется чем-то другим в социальных сетях, платформа сможет предложить интересный именно ему контент”.
Это как?!
Если подросток в интернете интересуется голыми тетеньками, ему вместо географии предложат гинекологию?
И раз уж замминистра напросилась, рассмотрим ее “индивидуальную траекторию”. Гимназию закончила в 2000 г. Далее, согласно сайту министерства:
“Образование. 2002 г. - МГТУ им. Н.Э. Баумана (быстренько, правда?); 2011 г. - Алтайская академия экономики и права; 2002 - 2014 гг. - руководитель бизнес проектов. Автор более 30 теорем в области классической планиметрии”.
Теоремы пусть комментируют учителя математики.
Что касается Алтайской академии экономики и права, давайте (в духе предлагаемой нам “цифровой школы”) поищем в поисковых системах новости науки из этого вуза:
“Алтайская академия экономики и права снижает цены”; “Алтайская академия экономики и права осталась без аккредитации”; “Алтайская академия экономики и права объявлена банкротом”. И наконец: “Владелец макаронной фабрики купил в Барнауле здание обанкротившегося вуза”.
Я не подстрекатель, но может, и зданию министерства пора поискать другого владельца?
Макароны не самый полезный продукт, но от них точно не заведется ефома ни в каком из жизненно важных органов.
Илья Смирнов, историк