Найти тему
Мнемозина

Семинар нерешенных проблем: Сергей Никитин

В прошлом веке выпуски радиопрограммы «В гостях у профессора Чука или Семинар нерешенных проблем»  звучали в эфире в сопровождении песни, которая начиналась словами:  «Когда-то Лобачевский думал, путаясь в пальто: Как мир прямолинеен, — видно, что-то здесь не то!». К сожалению, река времени не сохранила документальных свидетельств авторства этой песни. Журналистка Клара и биолог Майя обратились за помощью к кандидату физико-математических наук, барду Сергею Никитину*.

* – публикуется по книге: Потапова Т.В. «Семинар нерешенных проблем: век XXI».-М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2009.-336 с.:ил.

КЛАРА: Сергей Яковлевич! В прошлом веке на радио часто звучали песни в вашем исполнении. Не помните ли вы нашей песни?

С.Я.: Увы, — такой песни я не помню…  В моем архиве есть другая песня: на слова поэта Вадиме Левина…

КЛАРА: Автора «Глупой лошади»?

С.Я.: Да. Она вполне могла бы подойти к вашей передаче,  но она звучала в эфире в другой программе: которую вел Ролан Быков…

КЛАРА: Так: еще одна нерешенная проблема….

МАЙЯ: Ничего страшного… Сергей Яковлевич! Мы подготовили по материалам радиопередачи прошлого века  сборник  нерешенных проблем, которые волновали ученых в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов прошлого века… Пытаемся сейчас, уже из нового века, из нового тысячелетия, оглянувшись туда,  понять, какие из этих проблем решены, какие не решены?… Как сложилась судьба людей, которые тогда занимались решением научных проблем?  Чем они занимаются сейчас?… В прошлом веке вы ведь занимались физикой, да?

С.Я: Да, в Пущино, в Институте биофизики.

МАЙЯ.: Какие вопросы тогда вас интересовали?

С.Я: Тогда меня интересовал вопрос такой, если взять макромолекулу фермента, то мы увидим, что активный центр состоит, грубо говоря,  из десятков атомов… И аминокислотные остатки составляют такую структуру как замок… А если взять субстрат – ту молекулу, которая является целью, — то он встраивается в этот центр как ключ к замку … Но у этой макромолекулы еще есть сотни аминокислотных остатков… Возникает вопрос, зачем нужна такая большая молекула фермента, чтобы совершить химический акт в одном небольшом месте? Возникла гипотеза, что такое большое тело макромолекулы нужно для того, чтобы это тело как некое механическое устройство, как механический станок, могло концентрировать энергию механических колебаний в нужном месте …

КЛАРА: Например, как  токарный станок? Там ведь сам резец очень маленький, а станок такой огромный.

МАЙЯ.: А без него невозможно резать с нужной точностью и скоростью …

С.Я: Да… Чисто теоретически многие наши ученые высказывали тогда гипотезу, что глобула фермента есть некая машина… И тогда должна существовать связь между механическими свойствами макромолекулы как целого и химической активностью… Вот собственно этим я и занимался при помощи измерений скорости ультразвука. …Это дает информацию о сжимаемости макромолекулы, именно как целого …

МАЙЯ: В нашем сборнике в связи с обсуждением  темы «Как клетка становится взрослым существом» профессор Белоусов как раз говорит о том,  что проблемы механических свойств биологически важных молекул ученые активно исследуют в наши дни…

С.Я: А я занимался этим в прошлом веке…Кроме ультразвуковых методов такую же общую информацию о свойствах макромолекул дает изучение  процессов  плавления….

КЛАРА: И вы занимались изучением биологических макромолекул как физик физическими методами?

С.Я: Да. В общем, я изучал связь общих физических свойств макромолекул, термодинамических, в частности,  с механическими …

МАЙЯ: И вы вели экспериментальную работу?  Или занимались расчетами? В XXI веке, конечно, большой упор делается на использование возможностей компьютерной техники. Благодаря развитию динамического моделирования появилась возможность делать  компьютерные анимации…По-моему, этим очень опасно увлекаться, потому что можно выплеснуть настоящие природные свойства.

С.Я: Компьютерная модель дает то, что в нее заложено…что заложишь, то и получишь…

КЛАРА: А кто заложил природные свойства в биологическую молекулу?

С.Я: Спросите что-нибудь полегче… Насколько я знаю, уже научились предсказывать трехмерную структуру глобулы белка, закладывая  в компьютер только аминокислотную последовательность… Общий принцип таков, что гидрофильные остатки смотрят в воду, а гидрофобные только взаимодействуют друг с другом и они в основном внутри…Процент совпадения с точными рентгеноструктурными данными  таких предсказаний довольно высок  … Но, конечно, не сто процентов …Так вот… Это показывает, что общие физические законы, такие как энергия взаимодействия гидрофильных и гидрофобных остатков с водой, — они, если их просто применить, помогают получить предсказание объемных структур…Так что довольно-таки много существует методов, которые дают информацию о макромолекуле как целом, о взаимодействиях с растворителем, то есть с водой.

КЛАРА: Я так понимаю, что  здесь по-прежнему — неиссякаемое поле деятельности для детей, которых заинтересуют занятия наукой: вполне найдут, чем там заняться!

С.Я: У меня был очень интересный объект связывания молекулы с водой: кальций связывающий белок парвальбумин. … Я просто титровал парвальбумин в отсутствии кальция и  наблюдал катастрофические изменения трехмерной структуры. Получалось, что в отсутствии кальция (или я отнимал кальций специальным хелатором) трехмерная структура парвальбумина разворачивалась полностью, а в присутствии кальция она  собиралась в глобулу…Это очень важно для функционирования таких  белков …

МАЙЯ: Сейчас появилось много новых возможностей наблюдать за поведением каких-то крупных молекул прямо в живой  клетке. Например, с помощью  разнообразных флуоресцентных меток…

С.Я: Да, но метки дают информацию о ближайшем окружении атома метки, молекулы метки, а я говорю как раз об общих термодинамических свойствах…Ну ладно…

КЛАРА: Да, в таком кратком изложении это все равно не очень понятно…

С.Я: Я науку оставил в 1987 г., чтобы работать в театре Табакова: заведующим музыкальной частью…

МАЙЯ: Сергей Яковлевич! Наш сборник называется «Семинар нерешенных проблем» …Но ведь с нерешенными  проблемами сталкиваются не только ученые?  Мы все представители одного вида – Хомо сапиенс …Как только человек осознал, что у него есть разум, с помощью которого он может представлять мир, он стал пытаться его использовать для решения самых разных проблем… С какими проблемами вы сейчас сталкиваетесь и как вам помогает то, что  вы занимались наукой? Как вы относитесь к тем, кто продолжает сейчас заниматься наукой?

С.Я: С большим уважением и восхищением. Наверное, никогда не переведутся люди, молодые люди, которых  интересует просто, как устроен этот мир? что такое бесконечность? как возникла жизнь на земле?… как вообще возникла вселенная? Ведь до сих пор однозначного ответа на эти вопросы нет.

МАЙЯ: Да, эти вопросы волнуют многих. Но ведь ученые ищут решения — разумом… Я знаю, что вы сейчас работаете над спектаклем «Русское горе» — новой постановкой «Горя от ума»… Не  может ли быть в какой-то мере занятие наукой тоже горем от ума? Потому что наука – это есть способ познания действительности с помощью разума… Ученые представляют действительность  в виде какие-то формул, уравнений, слов… Благодаря этому есть преемственность, культурная между нами и  древними греками, или теми, кто жил в средние века… Но эти представления формализованы и оторваны от живых людей… А живым людям насколько нужны такие представления разума об окружающем мире?….

С.Я: Это такие философские вопросы … Кроме биологических макромолекул меня всегда интересовало устройство и происхождение Вселенной….Есть такой замечательный ученый – Стивен Хокинг … Когда мне в руки попалась – на английском языке вообще, — его книга,  я просто по уши туда провалился….

КЛАРА: А у  меня есть к вам еще два философских вопроса… Как человеку, который  много лет занимался наукой, как вам кажется: на формирование вашей личности это как-то повлияло? Например, как вы сейчас определяете ваше отношение к природе? Имеет ли в вашей нынешней жизни значение то, что вы когда-то изучали законы природы?

С.Я: Я думаю, что все случилось, как случилось.. И все было не зря… И я ни о чем не жалею.  Я думаю, что если бы я сразу пошел по музыкальной линии: музыкальная школа, училище, консерватория, — я был бы совершенно другим человеком… Гораздо беднее, чем получилось в результате… Я не жалею, что я пошел на физфак МГУ, что я занимался биофизикой, с молекулярными биологами общался, с генетиками…. Сама эта среда: научная, мировоззренческая и просто человеческая, — мне дала чуть ли не все как музыканту и автору музыки… Это всегда были и слушатели и критики…Второе для меня – даже более важно. Эти люди нас с Татьяной представляли некими своими выдвиженцами. Они переживали за нас. Если что-то было не так, то эти люди все нам напрямую говорили, как это полагается, особенно  в естественных науках… Мне очень нравилось, что на семинарах по физике  студент или аспирант может запросто возражать академику… Если у него есть аргументы…

МАЙЯ: Да, занятие естественными науками, конечно, прививает человеку некоторое смирение. Оно воспитывает уважение к тому, что есть законы природы, которые достаточно могущественны и мы им должны подчиняться…

С.Я: Насчет смирения – не знаю… В поисках истины все равны, — вот!… Я говорю о взаимоотношениях между людьми в науке. В естественных науках – царит свобода и демократия, потому что во главе угла – научная истина… А если вы возьмете историю, философию… Особенно все, что связано с идеологией, как это было – там просто ложь главенствует … Там, по определению, надо врать… Может быть именно поэтому в наше время, в годы оттепели, именно на естественнонаучных факультетах концентрировалась талантливая молодежь… А там, филфак, истфак, философский факультет  – для нас это вообще был отстой, потому что, в силу того, о чем я только что говорил, там и творческой жизни никакой не было. Все поэты были на биофаке, на физфаке, на мехмате… И музыканты и так далее…

КЛАРА: Были еще и среди геологов тоже…

С.Я: Геологи тоже – естественники … Самое главное, что вот уже почти … больше 22 лет, как я оставил занятия наукой, — но мы не прерываем связь с научной средой… Потому что  мы часть этой среды…

КЛАРА: Да, но вам легче, потому что вы говорите  с этой средой на одном языке… А как быть современной молодежи? Современная наука полна столь сложных знаний, которые излагают столь сложным языком, что даже ученые в близких областях не понимают друг друга…

С.Я: Это вопрос терминологии: наука не стала сложнее, чем она была там…тысячу лет назад…

КЛАРА: Но даже при  советской власти достаточно много было просветительской работы. Было общество «Знание», были какие-то научно-популярные журналы… Мне кажется, что нынешняя молодежь, — мало соприкасается с наукой, с людьми, которые делают науку…

С.Я: По-моему, это стариковский разговор… У моего шефа – две дочки. Когда они были в тинейджерском возрасте…  их спальня была увешана высказываниями… там висело на стене высказывание … За точность не ручаюсь: «Посмотрите на нынешнюю молодежь: учиться не хотят, старших  не уважают и так далее…»

МАЙЯ: Тысяча лет до нашей эры?

С.Я: Сократ … Так что: все повторяется. Жизнь меняется мало: только бытовой технический фон… Вот компьютеры появились… Надо к ним относиться спокойно… Это только еще один инструмент и не более того…

МАЙЯ: А все-таки, как вам кажется, немного отстранившись… Человек занимается наукой для себя или для других?  В прошлом веке среди ученых бытовала такая метафора: «Наука есть удовлетворение своей любознательности за счет государства».  В то же время очень часто ученые сетуют: « Вот, мы это делаем для людей, а они не понимают и не хотят…»…

С.Я: И то и другое… Но мне кажется, что все-таки главный стимул – любознательность… Человеку хочется узнать, как все устроено. Это у ребенка начинается, когда он разбирает на части автомобиль, какую-нибудь игрушку… Хочется все пощупать, понюхать… А потом уже, когда достигают каких-то успехов, уже можно задним числом наложить идеологию.

МАЙЯ: На самом деле, наука – удивительное занятие, интересное тем, что для нас родные — ученые, которые этим занимались тысячи лет назад… Люди мало изменились… Изменяются только технические средства, с помощью которых получают новые знания.

С.Я: Да, поэтому ученые разных стран так просто и быстро находят общий язык: потому что их главный движитель объединяет – любознательность, любопытство, стремление все понять, докопаться…

КЛАРА: Мы встретились с вами недавно в гостях у бывшего физика, Сапара Кульянова, который тоже оставил занятия наукой и занимается теперь помощью обездоленным людям….Причем делает это очень серьезно…

С.Я: Так, и что?

КЛАРА: Скажите что-то о вашем отношении к этому делу!

С.Я: Ну, говорят, что человек должен посадить дерево, построить дом, родить детей… Мне кажется, что мы живем в такое время непростое … а любое время непростое, — что надо оказывать сопротивление силам зла, коммерциализации нашей жизни … Просто какими –то действиями, которые должны быть продолжением мировоззрения… Если вот так сидеть и рассуждать – это одно, а если эти мысли воплощать хоть в какие-то маленькие дела – это другое. … Тот, кто эти дела совершает, — он прежде всего сам получает какое-то удовлетворение… Сапара это ударило так, что он просто все бросил и занялся помощью детям… Мы с Татьяной тоже уже лет двадцать занимаемся благотворительной деятельностью… Мы считаем, что здесь надо все делать очень точечно и конкретно…

КЛАРА: Расскажите, пожалуйста, немного о характере этой деятельности.

С.Я: Так получилось… Это долго рассказывать, как получилось, что мы просто сердцем прикипели  к Смоленской областной школе-интернату для слепых и слабо видящих детей… Там просто наш друг работал учителем истории… Незрячий. Такой — Николай Соловьев … Он в 49 лет скончался…  Мы стали помогать им.  Там просто была катастрофа, как во многих таких учреждениях России, когда государство должно обеспечивать… но не обеспечивает…. Дети там жили зимой при 12 градусах, потому что котельная не работала… И так далее – в полной нищете… Возникла некая… ЭНЕРГИЯ СОВЕСТИ что ли… и мы стали  помогать. Мы собственно организовали фонд, чтобы помогать этому дому… Прошло 8 лет… Теперь на это любо-дорого посмотреть: все отремонтировано, сделана котельная, медицинский блок.  Сейчас у них офтальмологический кабинет – лучший в области, а может быть и на несколько  областей – единственный такой!… Потому что мы достали американские фонды: на их деньги куплены медицинское оборудование, предметы культуры…  Одного нашего предпринимателя туда привели и он теперь им все время помогает:  все эти стройки сделал, детей каждое лето вывозят в Евпаторию  и в другие места… При этом мы как бы обеспечиваем просто своей репутацией то, что ни одна копейка не уйдет налево… И это сработало. А теперь вот наша вторая задача – это покрупнее – помочь  «Незнайке», фонду Сапара Кульянова. Там, под Смоленском,  можно было все постепенно делать: котельную пустить, оборудование приобрести… . А тут нужно сразу крупное вливание: нужно здание привести в порядок и сдать комиссии как детское учреждение… То, что сейчас происходит – это просто такая самодеятельность, ну, просто деваться некуда: надо как-то выживать… Мне бы хотелось через Интернет им помочь … Для этого надо материал подготовить… Один из первых шагов – сейчас, 12 сентября, — будет субботник с порталом «Москва-ком». Через них и через наш сайт мы хотим просто обратиться к людям… Что из этого выйдет, не знаю.

Москва, 2009 год

Справка «Зари молодежи«:
Сергей Яковлевич Никитин  родился 8 марта 1944 г. в Москве, в семье военного Никитина Якова Григорьевича и Никитиной Веры Сергеевны. В 1962 г. окончил среднюю школу № 587 ФОНО г. Москвы по адресу Хилков пер. д№ 3. Окончил физический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1968) отделение акустики. Физик, кандидат физико-математических наук. Работал научным сотрудником в институте органической химии  АН СССР и в институте биологической физики АН СССР.
Ещё в 1960-х Никитин активно занимался музыкой, участвовал в песенной самодеятельности, проявив себя как талантливый исполнитель, гитарист и вокалист, а также как сочинитель музыки. Играет на фортепиано, классической шестиструнной и семиструнной гитаре с особым минорным строем.
С 1962 г. пишет песни на стихи российских и зарубежных поэтов, таких, как Д. Сухарев, Э. Багрицкий, Б. Пастернак, Ю. Мориц, Ю. Левитанский, Г. Шпаликов, Д. Самойлов, В. Шекспир и других, а также на стихи выпускников физфака МГУ С. Крылова и В. Миляева. Первая песня, «В дороге» («Ночь и снег, и путь далек…») на стихи И. Уткина появилась у Никитина в декабре 1962г.
В репертуаре Сергея Никитина есть две песни на собственные стихи. Сергей Яковлевич был организатором и руководителем квартета физиков МГУ (1963—1967), а также квинтета физиков (1968—1977), в котором пела и Татьяна Хашимовна Садыкова, впоследствии ставшая женой композитора и его партнером по сцене.
Несколько лет Сергей Никитин проработал заведующим музыкальной частью московского театра «Табакерка» под руководством Олега Табакова, сотрудничал и с другими театрами. Кроме того, композитор много работает в кино, на радио и телевидении. В настоящее время Никитин — член Союза театральных деятелей РФ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Царскосельской художественной премии (1997) и свободный художник.

Вопросительная песенка
Стихи В. Левина, Музыка С. Никитина

Вопросов много есть таких,
Что голова гудит от них
И очень трудно ищутся ответы.
Но есть работа потрудней,
Мы зададим вопрос о ней,
А вы соображайте, что же это?
Что для всех всего труднее,
Если стать хотим умнее?
Что мы все должны уметь,
Чтоб умнеть, умнеть, умнеть?
Что у доктора наук
Получается не вдруг,
А ребенку иногда
Удается без труда?
Когда подумаешь всерьез,
Ответишь на любой вопрос.
А мы на свой вопрос ответим песней:
Всего труднее угадать,
Кому какой вопрос задать,
Чтоб получить ответ
Поинтересней!
Ясно, что всего труднее,
Если стать хотим умнее?
Что должны мы все уметь,
Чтоб умнеть, умнеть, умнеть?
Что у доктора наук
Получается не вдруг,
А ребенку иногда
Удается без труда?
Всего труднее — угадать,
Кому какой вопрос задать,
Чтоб получить ответ
Поинтересней!
1986 г.

ВОПРОС К ЧИТАТЕЛЯМ И ПОДПИСЧИКАМ

Песня-заставка к радиопрограмме "Семинар нерешенных проблем".

Автор неизвестен.

Когда-то Лобачевский думал, путаясь в пальто:
Как мир прямолинеен — видно, что-то здесь не то,
Но он вгляделся пристальней в загадочную высь
И там все параллельные его пересеклись.
Удивляюсь стихам, удивляюсь росе,
Удивляюсь упругости стали,
Удивляюсь тому, чему, кажется, все
Удивляться давно перестали.
Проблем на свете развелось, и каждая — орех,
И белых пятен хватит нам по тысяче на всех,
И в том, что жизнь-задачник, никаких сомнений нет,
Ты только не спеши и не заглядывай в ответ.
Удивляйся дороге, от ливня сырой,
Удивляйся трезвону трамвая,
Удивляйся тому, чему люди порой
Удивляться вообще забывали.

Заря молодежи

Уважаемые подписчики, в том числе слушатели "Семинара нерешенных проблем"! Может быть,вы знаете, кто написал стихи к этой песне?

А может быть, у кого-то осталась запись песни?