ЗАРАЗА
Посещая Мастерскую большого драматурга Игнатия Дворецкого, мне и моим друзьям ни раз приходилось слышать советы нашего учителя о том, что будет намного лучше, если мы не станем избирать в качестве действующих лиц своих пьес людей, одержимых жаждой власти или жаждой денег, а также маньяков, находящих удовольствие в убийстве. Наш учитель объяснял свой совет тем, что понять этих людей мы все одно не сможем, а, пытаясь вжиться в их образы, мы можем нанести непоправимый вред своим душам. Всю мудрость этого совета учителя мне удалось постичь, спустя много лет.
Теперь давайте вспомним как решали эту психологическую проблему великие писатели. Шекспир, например, невольно погружаясь в душевные омуты своих отрицательных героев, считал полезным очистить свою душу веселой комедией, где вся власть будет отдана людям наивным до глупости, но симпатичным и абсолютно беззлобным. Сам драматург объяснял такое чередование трагедии и комедии желанием не умножать вселенское зло.
Если говорить о Пушкине, то для него очистительным родником после погружения в чужие порочные страсти, становились многочисленные любовные романы.
В своих попытках выбить клин клином Пушкин не был одинок. Федор Достоевский, погружаясь в омут сребролюбия, которым страдали его герои, сам затем предавался игорной страсти. Конечно же, имея целью выиграть, как минимум, миллион.
Гоголь, после исследования тайников сердца продажных чинуш и придворной знати, молился.
Некоторые создательницы женской прозы, после написания очередного романа, пьесы или рассказа, горько плакали, омывая свои души своими же слезами.
Но все же самым распространенным способом для очищения своих душ после сеансов психиатрического присоединения к порочным страстям своих героев, для многих писателей являлся алкоголь. Иисус Христос после общения с фарисеями тоже любил выпить немного вина, повторяя фразу: дайте вина, огорченному душой. При этом Христос не уточнял, чем вызвано огорчение. Нежеланной встречей со злом или же собственными пороками. Но лекарство было названо точно.
Отвлекаясь от непознанных аспектов творчества, зададимся вопросом: чем спасается муж злонравной и корыстолюбивой жены, чтобы не заразиться ее пороками? Правильно, вином. А, чем спасались миллионы советских рабочих, когда власть в стране перешла в руки людей эгоистичных и корыстолюбивых, напрочь лишенным чувства сострадания? Ответ тот же. Понадобился даже закон о борьбе с пьянством и алкоголизмом. И вновь вино было объявлено главным злодеем.
Теперь попробуем перейти к главному. О том, что телевидение превращает нашу молодежь в закомплексованных дебилов сказано достаточно. Обратимся к театру. Не вняв совету нашего учителя, главные режиссеры современных российских театров, что называется, с головой погрузились в исследование душ глубоко порочных людей. На их сценах бьются в конвульсиях люди, одержимые различными страстями и пороками. Понятно, что, погружаясь в чужие души, изъеденные многими пороками, и сами режиссеры не уберегутся от аналогичной заразы. Это вам сможет подтвердить любой психиатр. Но все это было бы полбеды. Беда в том, что этими пороками режиссеры заражают не только своих актеров, но и весь зрительный зал. Порок множится и ширится, а противоядие заразившимся никто не предлагает. Даже в лучшие для театра времена многие актеры, дабы смыть со своих душ заразу, которой они заразились от героев, в чьи образы они вынуждены были вживаться, прибегали к алкоголю. Но сегодня это лекарство многих из них убивает. И храмы в наши дни тоже перестают быть тем местом, где люди могут смыть со своих душ душевную и духовную заразу. Тогда еще большая ответственность ложится в наши дни на писателей и поэтов. Их профессия сродни профессии врача. Но лечить писатели должны не людские тела, а души.
Предвижу критику, суть которой состоит в том, что автор активно ратует за цензуру. Цензура понадобится тогда, когда общество осознает, что враг сумел разложить нашу молодежь, лишив нас будущего. Пока же достаточно помнить просьбу Иоанна Златоуста не ходить в театры. Телевидения во времена Златоуста еще не было, а иначе он обязательно бы добавил: и не смотрите телевизор. Еще Златоуст сказал, что нельзя спасти того, кто сам лезет на рожон. Так не лезьте. Кто же заставляет?